Основные категории педагогики. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание»

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) «воспитание», «обучение», «образование». В своем единстве они образуют предмет изучения педагогической науки.

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению в различных сферах жизнедеятельности – производстве, науке, культуре и т.д. Как результат овладения подрастающим поколением предшествующего опыта, происходит соответствующее развитие естественных сил и способностей детей, т.е. развитие личности. Поэтому развитие личности составляет внутреннее содержание процесса воспитания, а теория развития личности является необходимым разделом педагогической науки. Воспитание призвано обеспечивать преемственность поколений в жизни общества.

При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит воспитанников в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира, отношение к людям и к самому себе. Кроме того, воспитание осуществляется как непрерывный самообновляющийся процесс жизнедеятельности детей. Деятельность, общение и порождаемые ими взаимоотношения являются главным и единственным способом осуществления воспитательной деятельности. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир

В более узком понимании воспитание рассматривается как педагогическая деятельность взрослых – родителей, учителей, воспитательных и образовательных учреждений. В отличие от объективно-закономерного процесса воспитания оно определяется человеческим сознанием и носит целенаправленный, сознательный характер. Эта деятельность будет наиболее эффективной и успешной в том случае, если педагогами используются законы воспитания и развития личности, ставятся реальные, научно обоснованные цели и умело организуется педагогический процесс на основе анализа накопленного педагогического опыта.

Выделяется также уровень личностного самосовершенствования и саморазвития в системе стихийных и организованных влияний и отношений. На этом уровне воспитание рассматривается как духовно-нравственное самостановление и самопознание личности развивающегося человека. Сюда следует включить накопленный личный жизненный опыт ребенка в его организованных или неорганизованных формах, его самоутверждение в детских сообществах, семейных отношениях, в игровой, учебно-познавательной, трудовой и других видах деятельности.

Вторая категория педагогики — «образование» понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс целенаправленного сознательного обучения и воспитания человека;

3) усвоение культурных ценностей, идеалов и норм;

4) результат обучения;

5) система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают начальное, среднее общее, среднее специальное, профессионально-техническое и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, учебные радио - и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является целенаправленно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку полноценное образование личности.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора).

Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

При этом учитель:

1) преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, формирует способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится, т.е. овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации, занимается самообразованием

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, выработку умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные виды обучения: развивающее, проблемное, модульное, интерактивное, программированное обучение.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть смысл и содержание каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: