Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях своего развития и определенным образом связанных между собой.
Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика. Ее возникновение связывают с именем Яна Амоса Коменского и его главным трудом «Великая дидактика», написанным в первой половине ХVΙΙ века. В трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Н.И.Пирогова и других выдающихся педагогов оформились два раздела педагогики – «Дидактика» и «Теория воспитания». В ХХ веке сложились еще два раздела – «Общие основы педагогики» и «Школоведение» («Педагогический менеджмент»).
Если за основу классификации педагогического знания принять аспект развития личности, то следует выделить ряд педагогических дисциплин, связанных с изучением закономерностей воспитания и развития личности на разных возрастных этапах. Возрастная педагогика включает преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).
|
|
Вторым основанием классификации может быть избрана педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от специфики профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую, спортивную, театральную, музейную, музыкальную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.
Выделяется также ряд вспомогательных педагогических дисциплин, задачей которых является углубленное исследование проблем воспитания, обучения и образования на основе привлечения межпредметных связей. Возникновение этих отраслей было связано с усилившимися процессами интеграции научных отраслей в конце ХΙХ – ХХ вв. К этой группе можно отнести историю образования и педагогической мысли, сравнительную педагогику, этнопедагогику, философию воспитания, социальную педагогику, педагогическую психологию, социологию образования и др.
Специальная педагогика, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.
|
|
Система современного педагогического знания представлена в таблице 2:
Возрастная классификация | Профессиональная отраслевая классификация | Вспомогательные педагогические дисциплины | Специальная педагогика |
Преддошкольная и дошкольная | Производственная, военная | История образования и педагогической мысли | Олигофренопедагогика |
Педагогика начальной школы | Военная | Этнопедагогика | Сурдопедагогика |
Педагогика средней школы | Инженерная | Сравнительная педагогика | Тифлопедагогика |
Педагогика среднего специального образования | Музейная | Философия воспитания | Логопедия |
Педагогика высшей школы | Театральная | Социология образования | |
Педагогика последипломного образования | Музыкальная | Социальная педагогика | |
Педагогика исправительно-трудовых учреждений | Педагогическая психология |
В отдельную группу выделяются методики преподавания различных дисциплин. К. настоящему времени оформились методики преподавания основных учебных дисциплин, изучаемых в школе (методика преподавания физики, химии, географии, истории и т. д.), а также методики разделов, составляющих содержание воспитательно-образовательной работы детского сада (методика физического воспитания, нравственного воспитания, эстетического воспитания и т. д.). Складывается и методика преподавания отдельных вузовских курсов (методика преподавания философии, педагогики, психологии и др.). Они содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам Частные методики накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.