Связь педагогики с другими науками. Комплексное изучение педагогических явлений объективно требует органической связи педагогики с другими науками

Комплексное изучение педагогических явлений объективно требует органической связи педагогики с другими науками. Любая наука не развивается совершенно обособленно: ей приходится пользоваться данными других наук, брать на вооружение методы исследования, сложившиеся в других отраслях научных знаний, объединяться со смежными науками для исследования общих проблем, использовать терминологию других наук. Все это характерно и для развития педагогики.

Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание личности, педагогика связана с антропологическими науками, которые изучают человека с разных сторон.

Связь педагогики и философии является наиболее длительной еще со времен И.Ф.Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда педагогических концепций. Не случайно многие философы обращались к педагогической проблематике (Гегель, Кант, Локк, Дидро, Руссо, Гельвеций и др.). В настоящее время философия составляет методологический фундамент педагогики, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т.д.).

В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную научную отрасль, имеющую ряд самостоятельных областей, исследующих определенный круг психологических явлений. Из них для развития педагогики наибольшее значение имеют возрастная и педагогическая психология. Она вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ученых-психологов широко используются при разработке организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Возрастная психология исследует закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогая педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, в восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воспитательным воздействиям. Педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, а также психологические закономерности эффективного педагогического воздействия на формирование личности. Педагогическая психология, исследуя особенности развития детей под воздействием организованного обучения и воспитания, прокладывает педагогике пути для разработки новых подходов к определению содержания обучения, поиску наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, и вооружает педагогику ценными данными и фактами для исследования воспитания в коллективе и разработки методов и средств воздействия на учащихся через воспитательный коллектив. Дифференциальная психология - отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием индивидуально-психологических различий людей, помогает педагогике в решении проблемы индивидуализации обучения и воспитания, осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Инженерная психология исследует взаимоотношения человека и техники. Она выявляет условия эффективности работы человека с техническими устройствами, а также определяет требования к конструкции технических устройств с тем, чтобы они соответствовали психофизиологическим возможностям человека. Педагогика, опираясь на данные инженерной психологии, занимается разработкой эффективной научно обоснованной методики использования технических средств в учебном процессе и должна способствовать психологической и практической подготовке как учащихся, так и учителя к работе с современной техникой.

Связь педагогики и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата. В педагогический лексикон вошли такие термины, как «ведущая деятельность», «мотивация», «мышление», «эмоции», «чувства», «возрастной кризис», «развитие личности» и др. Широко используются в исследованиях проблем воспитания и обучения такие психологические методы, как лонгитюдный, социометрический, психодиагностический, тестирование и др.

Большое влияние на состояние педагогических исследований оказали: культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, теория деятельности (с разных позиций исследованная С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым); работы по возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, А.В.Петровского, В.С.Мухиной; социальной активности личности (Л.И.Божович, К.А.Абульханова-Славская), проблем человекознания (Б.Г.Ананьев) и др. Кроме того, в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.С.Рубинштейна намечены методологические подходы к пониманию двуединой сущности воспитания – социальной и природной, внешней и внутренней, общечеловеческой и индивидуальной.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек. Большое влияние на дальнейшее развитие педагогики оказали идеи И.П.Павлова о типах темперамента, ассиметрии полушарий головного мозга, процессах торможения и раздражения, значении динамического стереотипа и др.

Педагогика опирается на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности человека, о типологических особенностях нервной системы, о развитии и функционировании органов чувств и т.д. Современная физиология помогает педагогике в правильном решении важнейших педагогических проблем: определении соотношения влияния среды, наследственности и воспитания в развитии ребенка, формирования его способностей и др. Большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики к педагогике явилось развитие программированного обучения. В его основе лежит использование особых обучающих средств - программированных учебников и обучающих машин, помогающих осуществлять более эффективное управление познавательной деятельностью учащихся.

Таким образом, педагогика, имея свой объект и предмет исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности в педагогическом процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: