Инновационные конфликты

Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется. Работа журналиста – постоянный инновационный процесс.

Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:

1. Новшество масштабно;

2. В инновационный процесс вовлечено большое количество людей;

3. Нововведение радикально;

4. Процесс инновации идет быстро;

5. Отсутствует информационное обеспечение процесса.

Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов просты:

1. Предварительно информируйте коллектив;

2. Заручитесь поддержкой коллег;

3. Если возможно, предлагайте альтернативные решения;

4. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.

5. Учитывайте «распределение сил» в коллективе. Обычно в любой более или менее крупной группе встречаются подгруппы:

А. Новаторы (3%):

- способны на риск и любят рисковать;

- открыты для окружающих, легко идут на контакт;

- индивидуалисты, часто выходят за рамки собственного набора имиджей;

- космополитичны в социальных отношениях: устанавливают связи друг с другом, совершенно не взирая на статус, возраст, профессию, пол, географические расстояния и т.д.;

- не стремятся к следованию субординационным канонам: часто лидируют над начальством;

- склонны образовывать подвижные клики;

- часто импульсивны и категоричны в утверждениях;

- как правило, имеют относительно быстрый темп речи, действий;

- часто опережают коллег в объеме проделанной работы;

- с интересом участвуют в самых разных проектах;

- предлагают инновации.

Б. Ранние последователи (13%):

- имеют крепкие социальные связи и вообще хорошо социализированы;

- играют интегральные роли в сообществе и стремятся сгладить все конфликты (выступают в роли модераторов);

- выстраивают карьеру в первую очередь исходя из связей, и лишь во вторую – благодаря профессионализму;

- авторитетны в коллективе, с их мнением считаются;

- самое главное – мотивированы на поддержание авторитета, поэтому придают больший вес инновациям, убеждают своим поведением остальных в необходимости инноваций;

- любят быть на виду;

- слепо подчиняются установкам руководства;

- как правило, имеют замедленный темп речи и движений, относительно низкий голос с вкрадчивыми интонациями.

В. Раннее большинство (34%):

- не желают принимать нововведения первыми;

- осмотрительны, обдумывают все за и против;

- нередко основательно изучают документацию, требуют подтверждения прогнозов;

- часто предлагают альтернативные решения (не всегда удачные. Для них важен сам факт наличия альтернативы);

- зависимы от решения руководства;

- ждут реакции ранних последователей;

- медлительны, но объективны;

- любят обсуждать нововведение с представителями всех прочих групп;

- выполняют функцию легализации нововведения.

Г. Позднее большинство (34%):

- недоверчивы;

- пассивны, как правило неисполнительны;

- скептически относятся к нововведениям;

- не предпринимают действий и выжидают до тех пор, пока предыдущие группы не апробируют инновацию;

- часто принимают нововведение только под давлением;

- уже приняв нововведение, любят еще долго сетовать на его нежелательность;

- крайне редко эффективно используют нововведение для себя;

- в инновационном конфликте выполняют роль инертной, стабилизирующей массы.

Д. Отстающие (16%):

- внутренне не принимают инновацию;

- привязаны к прошлому (прошлое – основная тема разговоров);

- следуют традициям, крайне негативно относятся к людям, их нарушающим;

- получают удовольствие от общения только с такими же консерваторами;

- социально пассивны, уклоняются от общественных ролей;

- любят быть в тени и «скромно» делать свое дело;

- страдают от инноваций в психологическом, экономическом и социальном плане;

- в инновационном конфликте нуждаются в поддержке.

Учитывайте характеристики этих групп, готовьте обсуждение инновации среди новаторов и ранних последователей. По возможности обеспечьте поддержку раннего большинства и сами обеспечьте поддержку отстающим. Такая форма поведения снизит напряженность работы журналиста и сформирует благоприятный психологический климат в редакционном коллективе.


[1] Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. - С. 108.

[2] Maslow А. A Theory of Human Motivation Psychological Review / А. Maslow. – 1943. - 370 Р.

[3] Коломинский Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. - Мн.: Нар. асвета, 1987. - С. 203.

[4] Л.С. Выготский предположил, например, что любая потребность младенца в процессе развития становится потребностью в другом человеке, в контакте с человеком.

[5] Маленькие дети на вопрос «Почему ты хочешь играть именно с тем-то?» чаще всего отвечают: «С ним интересно». А в среде дошкольников благоприятное положение в группе занимают дети, отличающиеся более высокой речевой активностью.

[6] См. об этом красноречивые рассуждения телеведущего, члена Академии Российского телевидения, лауреата национальной премии «ТЭФИ» Андрея Марковича Максимова: Максимов А.М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения / А.М. Максимов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

[7] См.: Рогов Г. По кодексу или по совести? / Г. Рогов // Журналист. - 2004. - № 7. - С.41.

[8] Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учебное пособие / Е.Е. Пронина. - М.: Пульс, 2001. - С. 6.

[9] Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии / Г.Г. Почепцов. - М.: Изд-о Центр, 2003. - С. 12.

[10] Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. - С. 108.

[11] Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии / Г.Г. Почепцов. - М.: Изд-во Центр, 2003. - С. 22.

[12] Кстати, иногда не без основания замечается еще одна причина экспансии такого идеала в массы. Стремление женщины подражать образу подростка – ответная реакция на запросы мужчины. Запросы же эти, по мнению некоторых психологов, объясняются все большей феминизацией мужчин, которые в общении с «настоящей», состоявшейся женщиной не чувствуют себя уже уверенно, а потому симпатизируют девушкам с подростковой внешностью, основываясь на иллюзии более легкого управления детским характером.

[13] Сейчас ситуация начинает выравниваться. Так, в некоторых латиноамериканских странах чрезмерно худые женщины, не соответствующие типу внешности, характерной для этого региона, не могут работать дикторами на крупных телеканалах. Пересматриваются требования к женщинам-моделям.

[14] Обычной практикой является создание образа с помощью компьютера и использование дублеров с красивой фигурой, даже если сами звезды очень привлекательны. Например, на броской афише к фильму Pretty Woman («Красотка») изображение Джулии Робертс было в действительности составлено из отдельных элементов, представлявших собой части тел нескольких супермоделей, и улучшено с помощью компьютерной графики. В некоторых из постельных сцен с ее участием в этом фильме были использованы дублеры с еще более красивыми телами или частями тел.

[15] Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г.Почепцов. - М.: Релф-бук, Ваклер, 2001. - С. 306.

[16] Пронин Е.И. Пресса и общественное мнение / Е.И. Пронин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - С. 13.

[17] Там же. - С. 30.

[18] Павловские среды. - М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 3. - С. 48.

[19] Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / П. Винтерхофф-Шпурк. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – С. 89.

[20] Томкинс Ф. Эмоции / Ф. Томкинс. М., 2004. - С. 76.

[21] Эмоциональная маркированность слова «захвативший» не нуждается в комментарии – с человеком происходит нечто против его воли.

[22] Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 99.

[23] Пронин Е.И. - С. 17.

[24] Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире / Ю.А. Богомолов. - М.: МИК, 2006. – С. 4.

[25] Шуванов. В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. - С. 31.

[26] Шуванов В.И. - С. 53.

[27] Зильберт Б.А., Пронин Е.И., Стюфляева М.И., Таловов В.П. и др.

[28] Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Е.И. Пронин. - М., 1981. - С. 42.

[29] Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С.И.Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – С. 111.

[30] Там же.

[31] См.: Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Е.И. Пронин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

[32] Цит. по: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. – СПб., 2004. - С. 100.

[33] Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

[34] Лотман Ю.Э. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.Э. Лотман // Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 656.

[35] Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология / П. Винтерхофф-Шпурк. М. – С. 161.

[36] Коломинский Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. - Мн.: Нар. асвета, 1987. - С. 19.

[37] Данные предложены известным американским фонетиком Дж. Джакоби и цитируются по: Волкова А.М. Психология общения / А.М. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 136.

[38] Критерии, предложенные Анатолием Рапопортом.

[39] Мисонжников Б.Я. Хроматическое пространство в формальной и содержательной структурах / Б.Я. Мисонжников // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. СПб: Фантомы, 1993.- С. 72.

[40] В качестве материала исследования были выбраны следующие издания: «Новая газета», «Независимая газета», «Труд-7», «Российская газета», «Парламентская газета», «Известия», «АиФ», «МК в Тамбове», «Комсомольская правда. Черноземье», «Тамбовская жизнь», «Город на Цне», «Житье-бытье», «Мир информации», «Наш город Тамбов», «Тамбовский курьер», «Охота и природа Тамбовщины». Методика анализа базируется на просмотре текста публикаций (учитываются только материалы, являющиеся результатом журналистской деятельности) и выявлении лексики, фиксирующей цветовое восприятие предмета или явления.

[41] Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. - С. 101.

[42] Там же. - С. 125

[43] Цит. по: Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) / С.М. Эйзенштейн // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 194.

[44] Достаточно прочитать содержание номеров журнала «Cosmopolitan» за 3-4 года, чтобы убедиться в верности этого наблюдения: постоянный повтор тем, идей, структуры публикаций, формата иллюстраций не мешает целевой аудитории сохранять верность этому изданию.

[45] Радуга Р. Неутомимый солнцем / Р. Радуга // Мужская работа. - 2002. - № 10. - С. 15.

[46] См. подробнее Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. - М., 1981.

[47] Журавлев А.П Уважаемое слово, к лицу ли вам ваша форма? / А.П.Журавлев // Психология художественного творчества. – Минск: Харвест, 2003. - С. 151.

[48] Там же. – С. 145-181.

[49] Там же.

[50] Волкова А.М. Психология общения / А.И. Волкова. - М. - С. 120.

[51] См. параметры и результаты опроса: Свитич Л.Г. Ценностные ориентации тележурналистов / Л.Г. Свитич // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. - СПб: Роза мира. - С. 142.

[52] Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии / Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП-холдинг, 2003. - С. 152.

[53] Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учебное пособие / Е.Е. Пронина. - М.: Пульс, 2001. - С. 31.

[54] См. подробнее там же. - С. 32.

[55] Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. Ч. 1 / И.Л. Викентьев. – СПб.: ТРИЗ-ШАНС, Бизнес-Пресса, 2001. - С. 25.

[56] Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – М., СПб., Киев, 2004. - С. 39.

[57] Там же.

[58] Пронин Е.И. Печать и общественное мение / Е.И. Пронин. – М., 1971. - С. 10.

[59] Толстой Л.Н. О литературе / Л.Н. Толстой. - М., 1955. - С. 357.

[60] Мураками Х. Послемрак / Х. Мураками. – М., 2007. – С. 81.

[61] Соколов А. Природа экранного творчества. Психологические закономерности / А. Соколов. - М., 2004. - С. 223.

[62] Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М., 1970.

[63] Кузин В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. – СПб., 2004. - С. 114.

[64] Кара-Мурза С. TV – вестник или колдун? // Правда. 1995. № 108. С. 5.

[65] Цит. по: Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С.181.

[66] Пронин. Е.И. Указ. соч. - С. 27.

[67] Мальцев Г. Юбилей и юбиляры / Г. Мальцев // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 1.

[68] Там же.

[69] Там же.

[70] Челышев В. Кто подрежет волчьи уши? / В. Челышев // Журналист.- 2003. - № 1. - С. 13-15.

[71] Шульц П. Ошибки, которые вы уже не сделаете, прочитав эту статью / П. Шульц // Сети и системы связи. - 2003. - № 1. - С. 8.

[72] Там же.

[73] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 57. Эту же оценку коммуникативного поведения молодежи разделяет и Г.Г. Почепцов. См.: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер, 2003. – С. 248.

[74] См.: Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – С. 23.

[75] Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство / В.В. Богданов // Язык, дискурс и личность. – Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1990. – С. 30.

[76] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 57; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер, 2003. – С. 248-249.

[77] Баулина М. Любовь на полном ходу / М. Баулина // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 94.

[78] Превосходная степень // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 43.

[79] Поиграем? // Cosmopolitan. - 2003. - № 1.- С. 64.

[80] Сарыкина В. Займемся любовью по-умному! / В. Сарыкина // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 131.

[81] Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 142.

[82] Трофимов Ю. Драма у светофора / Ю. Трофимов, В. Тучков // XXL. - 1999. - № 11. - С. 52.

[83] См.: Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Роайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.; Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Изда-во «Питер», 1999. – 352 с.; Зеркин Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.; Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 1999. - 176 с.; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 272 с.; Хорни К. Женская психология / К. Хорни. – СПб.: Изд-во Восточно-Европейского Института Психоанализа, 1993. – 223 с.; Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 272 с.

[84] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. - М.:РИП-холдинг, 2004. - С. 26.

[85] Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. - С. 84.

[86] Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение. - С. 3.

[87] Там же. - С. 5.

[88] Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ / Н.И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000. - С. 96. Далее цитируется эта публикация с указанием страниц в тексте работы.

[89] О потенциале использования такого приема см. подробнее: Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001. – 576 с.

[90] Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 29.

[91] См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 39; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2003. – 656 с.; Преступная толпа. – М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. – 320 с.; Психология масс. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 592 с.

[92] Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 94.

[93] Цит. по: Аронсон Э. Общественное животное / Э. Аронсон. - С. 95.

[94] Вайнонен. Н. Как критикуют Президента / Н. Вайнонен // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 41.

[95] Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 140.

[96] Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение. - С. 8.

[97] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2004. - С. 11.

[98] Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) / С.М. Эйзенштейн // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 196.

[99] См. параметры и результаты опроса: Свитич Л.Г. Ценностные ориентации тележурналистов / Л.Г. Свитич // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. - СПб.: Роза мира. - С. 140.

[100] См. передачу «Культурная революция» от 28.07.2002 (канал «Культура»).

[101] Цит. по: Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) / С.М. Эйзенштейн // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 182.

[102] Там же. - С. 184.

[103] Там же. – С. 185.

[104] См. об этом материалы межвузовской научно-практической конференции по проблеме «Журналистика и нравственность», приуроченной к 60-летию факультета журналистики СПбГУ: Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб.: Роза мира, 2006.

[105] Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. – М., 2006. – С. 187.

[106] Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. – С. 73.

[107] Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 14.

[108] Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И. Поварнин. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 21.

[109] Цит по: Пронина Е.Е. – С. 78.

[110] Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006. - С. 19.

[111] Вместе с тем, существует особый раздел психологии, занимающийся пониманием человеческой индивидуальности – персонология. Признавая общность многих черт, это направление делает акцент на различиях между людьми и стремится объяснить, почему, для чего и как именно один человек отличается от другого.

[112] См. работы К. Роджерса, Г. Олпорта, Э. Эриксона, Дж. Келли, Р. Кеттела, А. Бандуры и др.

[113]Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М., 2000. - С. 146.

[114] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2004. - С. 30.

[115] Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М., 1986. - С. 10.

[116] См.: Бодалев А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М., 1988. - С. 109.

[117] См. подробнее: Свитич Л.Г. Феноменология журнализма / Л.Г. Свитич. - М., 2003.

[118]

[119] См. подробнее: Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.

[120] См. подробнее: Шариков А.В. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках / А.В. Шариков, С.Г. Давыдов, О.Г. Ивашкина // Проблемы медиапсихологии. – М., 2002. - С. 51.

[121] См., например: Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М., 2007. - С. 10.

[122] Там же. - С. 15.

[123] С этой целью, а вовсе не формально в конце каждой главы размещен список рекомендуемой литературы.

[124] Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М., 1996. - С. 17.

[125] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2004. - С. 6.

[126] Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей / И.А. Федоров. - Рязань, 1997; Федоров И.А. Основы социального поведения / И.А. Федоров. - Тамбов, 1999.

[127] См. подробнее: Матвеева Л.В.Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.

[128] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 26.

[129] Синестезия – возможность воздействовать на разные каналы восприятия человека за счет раздражения смежных каналов. Например, когда мы читаем историю о том, как кто-то разрезал лимон пополам, а потом тщательно разжевал и проглотил половинку, выдавил сок из другой половинки и выпил его, у нас формируется определенная вкусовая реакция. То есть через воздействие на слуховую зону удалось вызвать раздражение зоны, отвечающей за вкусовые реакции.

[130] Цит. по:.Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 16.

[131] Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005. - С. 46.

[132] Пронин Е.И. Программа курса «Психология журналистского творчества» / Е.И. Пронин, Е.Е. Пронина. - М., 1993. - С. 5-6.

[133] Не случайно в сказках чужеземцы часто символизировали опасность, мистику, загадку.

[134] Возможно, иногда вы ловили себя на том, что понимаете, что неприлично рассматривать калеку, и при этом вынужденно подавляете желание смотреть на него.

[135] Отчасти с этим связан один из внешних параметров харизматической личности – «пронизывающий» взгляд, взгляд – рентген.

[136] Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии / Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП-холдинг, 2003. - С. 148.

[137] См. подробнее: Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии / Е.Е. Пронина //Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП-холдинг, 2003. - С. 145-155.

[138] Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. - М., СПб, 2007. - С. 71.

[139] Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / В.С. Ротенберг // Психология художественного творчества. – Минск: Харвест, 2003. - С. 570.

[140] Цит. по: Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии / П.В. Симонов // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 39.

[141] Пономарев Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества / Я.А. Пономарев // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980.- С. 26.

[142] Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М., 2005. - С. 21.

[143] Цит. По: Волкова А.М. Психология общения / А.М. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 115.

[144] Бехтерева Н.П. Указ. соч. - С. 252.

[145] Розетт И.М. Теоретические концепции фантазии / И.М. Розетт // Психология художественного творчества. - Минск: Харвест, 2003. - С. 530.

[146] Грецов А. Тренинг креативности / А. Грецов. - М., СПБ.: Питер, 2007. - С. 18.

[147] Бехтерева Н.П. Указ. соч. - С. 27.

[148] Там же. - С. 41.

[149] Там же. - С. 89.

[150] Там же.

[151] Там же. - С. 211.

[152] Там же. С. 212.

[153]

[154] Цит. по: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 92

[155] Цит. По: Волкова А.М. Психология общения / А.М. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 115.

[156] Причем, акценты в большой степени зависят от специализации. Так, оператор, фотограф часто «кадрируют» происходящее, смотрят на событие с позиций художника; авторы-публицисты остро реагируют на речь собеседника и обнаруживают в ней удачные образы. Речевые конструкции, сюжеты. С таким «искажа.щим» подходом воспринимается не только реальность, но и другие медиаматериалы. Так, журналисту-телевизионщику нередко мешает смотреть телевизор владение навыком дифференциации – то есть они могут более объективно, чем обыватель, оценить телематериал за счет того. что часто оченивают текст отдельно, а видеоряд отдельно. То же можно сказать и о сотруднике прессы, который может оценить отдельно содержание текста и форму его подачи.

[157] Не случайно все выдающиеся художники разных эпох интенсивно стремились к овладению всеми видами изобразительного искусства, и это находило отражение в различных периодах их творчества.

[158] Ермолаева-Томина Л.Б. Указ. соч. - С. 62.

[159] Лук А.Н. «Концептуальная матрица века» / А.Н. Лук // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 259.

[160] Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М., 2007. – С. 211.

[161] Цит. по: Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. - М., Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 214

[162] См. подробнее: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М., 2000.

[163] Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества / О. Ранк // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003. - С. 5-21.

[164] Короленко Ц.П. Спасительная способность – вообразить / Ц.П. Короленко, Г. В. Фролова // Психология художественного творчества: Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2003. - С.368.

[165] Шкловский В.Б. Эйзенштейн / В.Б. Шкловский // Вопросы киноискусства. - Вып. 7, 1963. - С. 245.

[166] Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6-ти т.т. / С.М.Эйзенштейн. М.: Искусство, 1964. Т.5, С. 34.

[167] Карпенко И. Вместо души PR / И. Карпенко // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 35.

[168] Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - М., 2003.

[169] Майлс У. Изменение ценности научной информации / У. Майлс // Зарубежная радиоэлектроника. 1965. - №1. - С. 73.

[170] Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества / О. Ранк // Психология художественного творчества. – Минск: Харвест, 2003. - С. 9.

[171] К примеру, исследования русских ученых показали, что ребенок, повстречав нового человека, останавливает взгляд на его лице до 50 раз, а взрослый – только 2-3 раза (волосы, глаза, подбородок).

[172] Кстати, маленький ребенок изучает предмет всесторонне – он рассматривает его, тянет в рот, ощупывает, трясет, ломает, - то есть пытается узнать о предмете все. Конечно, я не призываю журналистов копировать детское поведение, но там, где можно, расширять границы восприятия просто необходимо. Почитайте классиков публицистики – как богат окружающий их мир. А ведь рядом с ними жили сотни, если не тысячи журналистов, смотрели на те же события, но видели «уже».

[173] Грецов А. Тренинг креативности / А. Грецов. - М., СПБ.: Питер, 2007. - С. 34.

[174] Например, могут быть использованы следующего рода задания: проведите стеклянную, деревянную, чугунную, пуховую, шерстяную линию; нарисуйте «радостный», «равнодушный», «неуверенный» шар; покажите, как ходит квадратный человек; выберите цвет для полководца, клоуна; измените образ учительницы, заменив указку в ее руке на другой предмет, и определите, каков будет эффект; соедините несоединимое и т.д.

[175] См., например: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. – СПб., 2004. - С. 24.

[176] Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 5.

[177] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 82.

[178] Сам по себе термин «источник информации», внедряемый теорией журналистики повсеместно на всех этапах подготовки журналиста, обесценивает личность человека говорящего, и этичность использования его в процессе обучения по отношению к человеку я бы поставила под сомнение.

[179] Волкова А.И. Указ. соч. - С. 90.

[180] По Э.Берну

[181] Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

[182] Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995.

[183] Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

[184] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 31.

[185] Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. – СПб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005. - С. 44.

[186] Федосеев Дм. Основы психологии общения / Дм. Федосеев. - М., 2000.

[187] См. подробнее: Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций / Е.Л. Доценко. - М., 1996.

[188] Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / А. Пиз. - Нижний Новгород, 1992.

[189] Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

[190] Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека / А. Петренко. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

[191] Кузин Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. - М.: Ось-89, 2004.

[192] Цит. по: Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов. - М., Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 161.

[193] Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - С. 55.

[194] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: