Донятое аттитюда (социальной установки) в социальной психологии — тонкая интеллектуальная ловушка. Вероятно, нет такой сферы, где бы описательные исследования (опросы), фундаментальные исследования (эксперименты), разработка методов исследования (шкалы измерений) были бы столь многочисленны, охватывая почти всю историю этой науки до настоящего времени, и, однако, по-видимому, нет научного понятия, которое трактовалось бы так по-разному. По мнению некоторых авторов, это понятие необходимо, другие считают его ненужным. В общем, условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что оно собой представляет, остается неизвестным, и, кажется, это не имеет особого значения. Вот почему мы будем придерживаться чисто рабочего определения: «Аттитюды — это то, что изучается в экспериментальных исследованиях изменения социальных установок». Это необходимо для того, чтобы, во-первых, представить исследования их изменений и, во-вторых, попытаться выявить, что кроется за установленными фактами и их теоретическими объяснениями, касающимися природы социальных установок. Социальные установки появляются, исчезают, преобразуются.
Психологи также не пришли к единому мнению по вопросу о способах приобретения установок: классическое психологическое воздействие, воздействие инструментальное, обработка информации, социальное научение путем наблюдения или сообщения мнений других людей. Более того, некоторые авторы думают, что процессы приобретения установок и их изменения одинаковы. Другие считают, что между ними есть различия. Наконец, третьи интересуются только процессом изменения установок. Мы же будем иметь в виду всю совокупность исследований изменения аттитюда.
Социальные установки вписываются в историю индивида и могут изменяться под воздействием его личного опыта. Но обилие средств коммуникации в современном мире таково, что индивиду трудно не знать, что думают другие по поводу большинства вопросов, требующих его ответа. Он все в меньшей степени может самостоятельно составить свое мнение и усвоить непосредственную информацию, не связанную с социальными отношениями. Таким образом, почти все исследования сконцентрированы на изменениях, которые происходят в результате общения, когда один или несколько индивидов выражают свою точку зрения. Определенные этим фактором социальные ситуации образуют обширную совокупность, в которой можно заметить различия. Мы ограничимся ситуациями, фигурирующими в исследованиях по социальной психологии под рубрикой «Изменение с°Циальных установок». Это те ситуации, в которых убеждающее сообщение адресуется участникам ситуации. Под этим понимается сообщение, почти всегда Сраженное в словесной форме, задуманное и организованное так, чтобы убедить собеседников, которым оно адресовано, принять определенную точку зрения. Убеждающее сообщение — это сообщение однонаправленное. Лицо, получающее сообщение (реципиент), не имеет возможности выразить свою точку зрения, защитить ее и даже ответить на сообщение, открыто отвергнуть аргументы, содержащиеся в нем (обычно сообщение аргументировано, содержит основания или аРгументы, обосновывающие принятую в нем позицию). Исключаются также си-гуации обсуждения в группе и те ситуации, когда реципиента только информи-
102 Глава 3. Изменение установок
А. Введение ЮЗ
руют о позиции одного или нескольких человек. Эти (другие) люди в работах по социальной психологии сгруппированы под рубрикой «социальное влияние» независимо от того, исходит ли оно от большинства или от меньшинства. Такое разделение объясняется в большей мере историей и социологией исследований в сфере социальной психологии, чем теоретическими причинами. Фактически подход к изменению социальной установки через убеждающее сообщение и через социальное влияние очень близки друг к другу. Может быть, когда-нибудь в будущем разграничение между ними будет снято, поскольку они в разной форме говорят об одном и том же.