А. Проблема природы социальных установок

Донятое аттитюда (социальной установки) в социальной психологии — тонкая интеллектуальная ловушка. Вероятно, нет такой сферы, где бы описательные исследования (опросы), фундаментальные исследования (эксперименты), раз­работка методов исследования (шкалы измерений) были бы столь многочислен­ны, охватывая почти всю историю этой науки до настоящего времени, и, однако, по-видимому, нет научного понятия, которое трактовалось бы так по-разному. По мнению некоторых авторов, это понятие необходимо, другие считают его ненуж­ным. В общем, условия и процессы изменения установок изучаются много и серь­езно, но что оно собой представляет, остается неизвестным, и, кажется, это не имеет особого значения. Вот почему мы будем придерживаться чисто рабоче­го определения: «Аттитюды — это то, что изучается в экспериментальных иссле­дованиях изменения социальных установок». Это необходимо для того, чтобы, во-первых, представить исследования их изменений и, во-вторых, попытаться выявить, что кроется за установленными фактами и их теоретическими объяс­нениями, касающимися природы социальных установок. Социальные установки появляются, исчезают, преобразуются.

Психологи также не пришли к единому мнению по вопросу о способах приоб­ретения установок: классическое психологическое воздействие, воздействие ин­струментальное, обработка информации, социальное научение путем наблюдения или сообщения мнений других людей. Более того, некоторые авторы думают, что процессы приобретения установок и их изменения одинаковы. Другие считают, что между ними есть различия. Наконец, третьи интересуются только процессом изменения установок. Мы же будем иметь в виду всю совокупность исследований изменения аттитюда.

Социальные установки вписываются в историю индивида и могут изменяться под воздействием его личного опыта. Но обилие средств коммуникации в совре­менном мире таково, что индивиду трудно не знать, что думают другие по поводу большинства вопросов, требующих его ответа. Он все в меньшей степени может самостоятельно составить свое мнение и усвоить непосредственную информацию, не связанную с социальными отношениями. Таким образом, почти все исследова­ния сконцентрированы на изменениях, которые происходят в результате обще­ния, когда один или несколько индивидов выражают свою точку зрения. Опреде­ленные этим фактором социальные ситуации образуют обширную совокупность, в которой можно заметить различия. Мы ограничимся ситуациями, фигуриру­ющими в исследованиях по социальной психологии под рубрикой «Изменение с°Циальных установок». Это те ситуации, в которых убеждающее сообщение ад­ресуется участникам ситуации. Под этим понимается сообщение, почти всегда Сраженное в словесной форме, задуманное и организованное так, чтобы убедить собеседников, которым оно адресовано, принять определенную точку зрения. Убеждающее сообщение — это сообщение однонаправленное. Лицо, получающее сообщение (реципиент), не имеет возможности выразить свою точку зрения, за­щитить ее и даже ответить на сообщение, открыто отвергнуть аргументы, содер­жащиеся в нем (обычно сообщение аргументировано, содержит основания или аРгументы, обосновывающие принятую в нем позицию). Исключаются также си-гуации обсуждения в группе и те ситуации, когда реципиента только информи-


102 Глава 3. Изменение установок


А. Введение ЮЗ



руют о позиции одного или нескольких человек. Эти (другие) люди в работах по социальной психологии сгруппированы под рубрикой «социальное влияние» не­зависимо от того, исходит ли оно от большинства или от меньшинства. Такое раз­деление объясняется в большей мере историей и социологией исследований в сфере социальной психологии, чем теоретическими причинами. Фактически под­ход к изменению социальной установки через убеждающее сообщение и через со­циальное влияние очень близки друг к другу. Может быть, когда-нибудь в будущем разграничение между ними будет снято, поскольку они в разной форме говорят об одном и том же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: