Можно сказать, не боясь быть опровергнутым, что психология активного меньшинства — новая тема. Ее исследование началось всего лет двадцать тому назад. Эта глава представляет лишь образец исследований, проведенных сначала в Европе, а затем в Соединенных Штатах. Совокупность этих исследований позволила выделить парадигму, базирующуюся на основной мысли, которая поистине очень проста: индивиды или подгруппы в позиции меньшинства могут оказывать влияние на большинство при условии, что у них есть логичное альтернативное решение и что они активно будут стремиться выделиться и добиться признания своим последовательным поведением, т. е. представляя свою точку зрения решительно, уверенно и будучи убежденными приверженцами этой точки зрения. Меньшинства, которые сознательно встречают конфликт или даже ищут его, бросая вызов доминирующему мнению и социальному консенсусу, могут побудить большинство изменить свою точку зрения для установления нового консенсуса.
Хотя сама мысль очень проста и подкреплена эмпирическими фактами, тем не менее она сталкивается с предрассудками здравого смысла и даже идет против многих концепций, господствующих в социальной психологии (de Montmollin, 1977). Многие люди думают, что, для того чтобы иметь влияние, надо сначала создать резервы власти, получить признание своей компетентности, обзавестись друзьями и т. д., а потом использовать все это и навязать новаторские изменения. На вопрос «Кто имеет право отклоняться, вводить что-то новое или изменять установленный порядок?» отвечают: «Индивиды, которые уже имеют некую власть и от кого другие зависят так или иначе».
Такой взгляд проиллюстрировал Холландер (Hollander, 1958, 1964). Его исследования основаны на предположении, что нонконформистские мнения или действия имеют тем больше шансов быть принятыми большинством, чем большим престижем пользуется тот, кто их защищает. Стало быть, предполагается, что ой обретает этот престиж, начав с конформности по отношению к нормам группы И доказав свою компетентность. Так он приобретает «личный кредит», т. е. остальные члены группы ему доверяют и имеют благоприятное мнение о нем. В обшеМ. этот индивид становится своего рода лидером. В дальнейшем он может отклоняться, вводить новшества и, следовательно, оказывать влияние на эту гругшУ-
Рассуждая таким же образом, Джоунз (Jones, 1965) задумался над тем, как индивиду, который имеет мало власти, удается изменить установки другого индивида, более влиятельного. Он явно имел в виду только один способ, старый как мир: десть. Это всего лишь другой вид конформности — представить себя в выгодном свете и успокоить тех, кто имеет какую-то власть. Следовательно, всякий раз, когда задумывались над тем, как представители меньшинства могут осуществить инновацию, всегда отвечали: с помощью конформного поведения. Рецепт прост: ведите себя конформно сначала, а потом вы сможете вводить новшества, изменять образ мыслей большинства или авторитета.
Однако вопрос, который нас здесь интересует, заключается не в том, можно или нет навязать инновации с помощью конформного поведения. Ответ слишком очевиден: да. Гораздо более интересен вопрос, только ли с помощью конформности можно достигнуть этой цели. И вот история и современная действительность показывают, что нет. В самом деле, мы имеем дело с двумя категориями инноваций: одни распространяются сверху вниз, другие — снизу вверх. В первом случае инновация — форма и следствие конформности. Во втором случае инновация представляет собой феномен, независимый от конформности и противоположный ей. Именно этот последний случай кажется нам наиболее значительным и показательным, а также наиболее способным выявить новые аспекты социальной психологии. Вот почему мы рассматривали меньшинство, способное оказать влияние на большинство не из-за того, что оно начинает с конформности и уступчивости, а потому, что оно выступает против большинства и выделяется своим особым стилем поведения.
Эксперименты, которые мы описали выше, доказывают в полной мере, что меньшинства, какими бы ни были их социальный статус или власть, изменяют мнение группы при условии, что они проявляют стойкость и убежденность. Более того, каждый раз, когда сравнивались основные положения парадигмы, доминирующей в социальной психологии, и те, которые вытекают из нашей парадигмы (Mugny, Papastamou, 1975-1976; Bray et al, 1982), результаты были убедительными. Действительно, они показывают, что зависимость, компетентность, например, могут увеличить влияние меньшинства, но они не являются обязательными условиями этого влияния. Таким образом, самый важный фактор, определяющий исход усилий, имеющих целью инновацию, изменение точки зрения большинства, — это именно стиль поведения, демонстрируемый меньшинством (Mugny, 1982).
Рискуя повториться, мы выразим эти мысли слегка по-иному. Согласно теории зависимости, которая имеет всеобщее распространение, все феномены влияния объясняются численностью, властью, компетентностью и т. д. Это значит, что Те. кто имеют наибольшую численность, наибольшую власть, наибольшую компетентность и т. д., имеют и наибольшее влияние. Согласно теории устойчивости, которую мы здесь изложили, эти явления объясняются стилем поведения соци-зльных партнеров: индивидов, большинства, меньшинства. Но хотя этот стиль Поведения, в частности устойчивость, — фактор необходимый, он не всегда бывает Достаточным. Особенно для меньшинства. Ибо следует учитывать то, как его в°спринимает большинство и как оно ему противостоит. И это восприятие стано-Вится более благоприятным, а сопротивление уменьшается, когда меньшинство ^Редстает как более значительное и более компетентное. Или если его идеи соот-
Зш. 683
98 Глава 2, Инновация и влияние меньшинства
Ж. Заключение 99
ветствуют духу времени, если группа имеет норму оригинальности и хочет во что бы то ни стало сохранить свое единство.
Наконец, есть еще вопрос, который встает перед нами и который нам все время задают: имеет ли меньшинство большее или меньшее влияние, чем большинство? Так, нас просят оценить относительную значимость инновации и конформности, измерить и сравнить эффект их влияния. Но по форме вопроса вы видите, что упор делается на количественном различии между двумя разновидностями влияния: больший или меньший эффект воздействия. И, придерживаясь только этого различия, без труда можно ответить, что меньшинство менее влиятельно, чем большинство. Этот вывод подтверждает одновременно теорию зависимости и здравый смысл. Каждый из нас думает, что те, кто хотят что-то изменить, априори имеют меньше шансов на успех, чем те, кто хотят сохранить статус-кво.
Но тут исследование застает нас врасплох, удивляет и подрывает основы выводов здравого смысла. И наше исследование не является исключением из этого правила по крайней мере по трем причинам. Во-первых, большинство не всегда более влиятельно, чем меньшинство (Moscovici, Lage, 1978; Moscovici, Doms, 1982). Во-вторых, оказалось возможным убедительно доказать, что сравнение влияния меньшинства и большинства неверно, если не учитываются особенности условий их взаимодействия. О чем идет речь? В среде, где стремятся к осуществлению инноваций, представители большинства имеют социальную поддержку, поскольку они поддерживают и подкрепляют друг друга. Напротив, в среде, в которой оказывается давление в сторону конформности на отдельного индивида или на изолированное меньшинство, эти последние не имеют такой социальной поддержки, чтобы противостоять давлению. Другими словами, в первом случае индивид может защищаться от влияния, а во втором — нет. Следовательно, нельзя сравнивать эти две ситуации, чтобы определить, кто добьется большего успеха: большинство или меньшинство. Можно просто сказать, что общество устраивает дело так, чтобы лучше противостоять инновации, чем конформности. Именно это и показывают нам эксперименты (Doms, 1983; Doms, Van Avermaet, в печати). В самом деле, как только уменьшается социальная поддержка в контексте инновации, меньшинство оказывает влияние, сравнимое с влиянием, которое имело бы большинство. И наоборот, как только увеличивается социальная поддержка индивида, подвергающегося давлению в сторону конформности (Asch, 1951), влияние большинства резко снижается. В общем, нельзя утверждать априори, что большинство имеет большее влияние, чем меньшинство. Можно только отметить, что оно лучше устроено для сопротивления, а это не одно и то же.
И вот третье основание, которое заставляет нас сомневаться в точности такого вывода. До сих пор мы говорили о количестве или о степени влияния. Посмотрим теперь, каковы его качество или природа. Во всех исследованиях мы вынуждены различать публичное влияние, с одной стороны, и приватное — с другой. Первое представляет собой подражание индивидов группе, их ответы оглашаются, когда они находятся в присутствии других людей. Второе — это подражание индивидов, когда они одни или когда они отвечают независимо. И что же мы наблюдаем? Обычно меньшинство оказывает влияние в частной обстановке в такой же или даже большей степени, чем публично (Moscovici, Personnaz, 1980; Doms, Van Avermaet, 1980). Это ясно показывает, что меньшинство может изменить восприятие или суждения индивидов, причем в группе это изменение не проявляется. И они
могут даже не подозревать об этом. В главе 4 мы покажем, как и почему. Все происходит так, как если бы большинство оказывало мощное влияние публично, а в частной обстановке — гораздо меньшее. Многие люди подчиняются общему мнению в присутствии группы, а потом отказываются от своего собственного мнения. Это означает, что давление меньшинства более эффективно, чем давление большинства в частной обстановке, тогда как обратное происходит публично. Утешительный вывод. В данный момент он кажется нам единственным выводом, соответствующим реальным фактам. Так же как и другие мысли, высказанные в этой главе, этот вывод может противоречить предположениям многих социальных психологов и допущениям здравого смысла. Надеемся, то, что мы показали здесь, представляет интерес.
:«:
А. Введение 101
ГЛАВА 3