Г. Адекватность представления заданий сущности задания

Все предшествующие исследования уделяли главное внимание объективной структуре задания. Нам показалось, что они все же оставили в стороне важный


218 Глава 6. Креативность групп


Е. Оценка, соревнование и креативность групп 219



параметр ситуации: символический. Судя по результатам, действительно знание только объективных факторов ситуации (сеть, задание, социальная структура) должно было бы позволить узнать и предсказать в целом социокогнитивную динамику группы. Это означает, по нашему мнению, необходимость правильно оценивать тот факт, что всякая действительность, какой бы она ни была, всегда «выбирается» индивидами, т. е. что фактически существует только реальность, презентируемая для индивидов и групп. Для доказательства этой роли представ­ления был разработан эксперимент (Abric, 1971), учитывающий именно представ­ление задания. В основе этого эксперимента лежит гипотеза о том, что не действи­тельная структура задания определяет поведение испытуемых, а то представ­ление, которое группа составляет себе о задании. Представление задания можно определить как «теорию или систему гипотез, которую индивиды вырабатывают о характере задания, его цели, о способах выполнения этого задания и о поведе­нии, необходимом для эффективной работы».

Экспериментальные группы были составлены из 4 человек, которые должны были выполнить одно из заданий эксперимента Фоше и Московичи (Faucheux, Moscovici, 1960): решить задачу (фигуры Эйлера) либо творческое задание (дерево Ригэ). Для каждого задания экспериментатор ввел два различных представления, используя наводящие вопросы и различные представления лабораторных работ:

. одно представление задания — «решение задачи», где группе говорят, что придется решить несколько задач, основанных на дедукции, строгом мето­де мышления;

• другое представление — креативное, когда задача ставится как творческое
задание, основанное на интуиции, оригинальности, изобретательности.

Пересечение двух переменных — тип задания и характер его представления -определяет четыре экспериментальные ситуации:

• две ситуации адекватности:

1) задание-задача — представление задачи;

2) задание креативное — представление креативное;

• две ситуации неадекватности:

3) задание-задача — представление креативное;

4) задание креативное — представление задания в виде задачи. Основные гипотезы исследования были проверены и показали, что:

• именно представление задания определяет достижения группы; два раз­личных представления задания дали два различных результата;

• достижения группы оптимальны в ситуации адекватности представления

характеру задания (табл. 6.3).

Таблица 6-3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: