Средняя верных ответов в эксперименте Абрика (Abric, 1971)

Характер задания

Задача Креативность

Наивысшая оценка:

Задача Креативность
13,5 19,1
11,4 20,3
Представление задания

20 баллов за реше­ние задачи; 23 балла за креатив-

ность


• Именно представление задания, а не действительная структура этого зада­
ния, определяет структуру общения и обмена в группе: два разных пред­
ка ставления одного и того же задания дали две различные структуры группы:
.| «креативное» представление способствует появлению нецентрализован­
ных структур, в том числе и в тех ситуациях, когда группа решает задачу
и характер данной задачи должен был бы, следовательно, вызвать только

; структуры иерархизованного общения (ср.: Faucheux, Moscovici, 1960). Что касается представления в виде логической задачи, оно способствует появ-'•' лению иерархизованных структур даже в тех ситуациях, когда группе пред-'"•' ложено выполнить действительно творческое задание, которое должно было бы индуцировать соответствующие структуры. Следовательно, представле­ние задания играет определяющую роль в динамике группы. За исключени­ем, разумеется, ситуаций, где структура задания настолько выразительна, что не допускает различных толкований действительности: именно в этих ситуациях, и только в них, все решает характер задачи. Напротив, чем более неоднозначна задача, тем она сложнее и тем более решающую роль играет ее представление.

• Представление задания определяет когнитивный подход, принимаемый
группой. Именно поэтому представление в виде логической задачи вызыва­
ет контролирующую деятельность, в то время как креативное представле­
ние способствует более гетерогенному, но более оригинальному результа­
ту работы группы. Представление задания определяет, следовательно, тип
деятельности, который будет доминировать в группе, и индуцирует выра­
ботку группой специфического результата.

Совокупность рассмотренных результатов может быть истолкована как выяв­ление четвертой системы адекватности, регулирующей групповые феномены: до­стижения группы будут оптимальными, если будет осуществлена адекватность представления ситуации характеру задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: