Характер задания
Задача Креативность
Наивысшая оценка:
Задача Креативность |
13,5 | 19,1 |
11,4 | 20,3 |
Представление задания |
20 баллов за решение задачи; 23 балла за креатив-
ность
• Именно представление задания, а не действительная структура этого зада
ния, определяет структуру общения и обмена в группе: два разных пред
ка ставления одного и того же задания дали две различные структуры группы:
.| «креативное» представление способствует появлению нецентрализован
ных структур, в том числе и в тех ситуациях, когда группа решает задачу
и характер данной задачи должен был бы, следовательно, вызвать только
; структуры иерархизованного общения (ср.: Faucheux, Moscovici, 1960). Что касается представления в виде логической задачи, оно способствует появ-'•' лению иерархизованных структур даже в тех ситуациях, когда группе пред-'"•' ложено выполнить действительно творческое задание, которое должно было бы индуцировать соответствующие структуры. Следовательно, представление задания играет определяющую роль в динамике группы. За исключением, разумеется, ситуаций, где структура задания настолько выразительна, что не допускает различных толкований действительности: именно в этих ситуациях, и только в них, все решает характер задачи. Напротив, чем более неоднозначна задача, тем она сложнее и тем более решающую роль играет ее представление.
|
|
• Представление задания определяет когнитивный подход, принимаемый
группой. Именно поэтому представление в виде логической задачи вызыва
ет контролирующую деятельность, в то время как креативное представле
ние способствует более гетерогенному, но более оригинальному результа
ту работы группы. Представление задания определяет, следовательно, тип
деятельности, который будет доминировать в группе, и индуцирует выра
ботку группой специфического результата.
Совокупность рассмотренных результатов может быть истолкована как выявление четвертой системы адекватности, регулирующей групповые феномены: достижения группы будут оптимальными, если будет осуществлена адекватность представления ситуации характеру задания.