Однажды в 1961 г. американский социальный психолог Стоунер (Stoner) отметил результат, которого он не ожидал. Как всякий студент, он знал классиков. А они были единодушны: когда несколько индивидов принимают решение в группе, они стремятся выбрать среднее мнение или решение. «У человека, — утверждал Олл-порт, — существует фундаментальная тенденция умерять свои взгляды и свое поведение из уважения к взглядам и поведению других людей» (Allport, 1924, р. 277). Рассмотрев большое число исследований, Келли и Тибо пришли к сходным выводам: «Взаимодействуя с другими людьми, индивид реагирует на них... умеряя свои суждения так, чтобы избежать риска слишком от них отличаться» (Kelley, Thibaut, 1954, p. 469). Но Стоунер, вычислив проценты и рассмотрев полученные результаты, увидел, что они теоретически невозможны. Это значит, что они оказались в противоречии с общепринятой теорией. В самом деле, Стоунер попросил своих испытуемых ответить на вопросник, в котором были описаны альтернативные ситуации, т. е. один выход из положения — рискованный и один — осторожный. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы указать, с какой вероятностью успеха (от 1/10 до 9/10) они посоветовали бы тому, кто столкнулся бы с такой альтернативой, выбрать рискованное решение. Затем Стоунер предложил обсудить в группе различные случаи и принять общее решение для каждого случая. К своему великому удивлению, он констатировал, что решения группы были более рискованными, чем средняя решений, принятых каждым индивидом, входящим в группу.
|
|
Почему Стоунер удивился? Во-первых, потому что данный результат противоречил здравому смыслу: каждый думает, что группы избегают крайних решений и следуют правилу золотой середины. Во-вторых, потому что в течение полувека исследования подтверждали здравый смысл и исключали другие возможности. Повторив эксперимент несколько раз, Стоунер должен был признать очевидность: эффект устойчив. Группы обнаруживают тенденцию к большей смелости, чем индивиды. Этот эффект был назван формулой «сдвиг в сторону риска» (Risky Shift). Это значит, что индивиды, наименее смелые до обсуждения в группе, становятся смелыми после дискуссии. Большинство социальных психологов считали, что этот эффект определяется содержанием вопросников, касавшихся ситуаций, связанных с риском. Они не хотели признавать общезначимость эффекта, выявленного Стоунером.
Анализируя эксперименты, проведенные в терминах, о которых мы говорили выше, Московичи и Дзаваллони (Moscovici, Zavalloni, 1969) пришли к выводу, что речь действительно идет об эффекте общего характера, ни в коей мере не ограниченном фактором риска. Чтобы подкрепить этот вывод, они использовали дрУ гой материал и построили свой эксперимент иначе. Их эксперимент включал три фазы согласно классической процедуре. Первая фаза — предконсенсус. Каждые индивид должен был выразить свое мнение или суждение отдельно от остальных.
|
|
Вторая фаза: консенсус. Четыре-пять человек были приглашены для совместного обсуждения своих мнений или суждений. Им было предложено выработать общее мнение после дискуссии. Третья фаза — постконсенсус. Каждый индивид снова высказал свое мнение или суждение отдельно от остальных участников. Это позволило увидеть, изменил ли он свою установку. Иначе говоря, принял ли индивид общее мнение или суждение или вернулся к своей первоначальной позиции. Но вместо того чтобы использовать вопросник, касавшийся принятия риска, авторы эксперимента предложили вопросник, отвечая на который надо было высказать свою позицию по отношению к американцам и генералу де Голлю. Авторы предполагали, что мнения и аттитюды групп будут более крайними, чем позиции индивидов. Вспомните, однако, о чем мы говорили в предыдущем разделе: все зависит от степени личной вовлеченности в проблему. Чем она выше, тем больше поляризация мнений. Проблема заключалась в том, каким образом можно вызвать увеличение или уменьшение личной вовлеченности испытуемых. Решение довольно простое: достаточно предложить вопросник в форме шкалы Лайкерта (Likert), где испытуемых просят высказать личную заинтересованность. Напротив, тот же самый вопросник в форме шкалы Терстоуна (Thurstone) будет выглядеть более безлично, объективно. В общем, Московичи и Дзаваллони сделали принятие решения более или менее личным.
В первом варианте эксперимента испытуемые отвечали по шкале аттитюдов типа шкалы Лайкерта в отношении генерала де Голля. Во втором варианте другие испытуемые давали ответы по аналогичной шкале на вопросы о жителях Северной Америки. В третьем варианте эксперимента испытуемые должны были отвечать на вопросы, касавшиеся генерала де Голля, но по шкале типа шкалы Терстоуна, следовательно, они были меньше вовлечены лично. Опишем подробнее различия между двумя первыми вариантами эксперимента и третьим вариантом. В экспериментальных условиях 1 и 2 испытуемые должны были использовать для ответа семь категорий от +3 до -3, что означало: совершенно согласен, скорее согласен, отчасти согласен, безразличен, несколько другого мнения, скорее другого мнения, совсем не согласен. Таким образом они выражали степень своего согласия с высказывания типа: «Де Голль слишком стар, чтобы справиться со своими политическими задачами» (вариант 1) или: «Американская экономическая помощь всегда используется для политического давления» (вариант 2). В третьем варианте эксперимента испытуемые должны были выразить свое мнение о тех же высказываниях, которые фигурировали в первом варианте, но они не должны были выражать свое согласие или несогласие с содержанием высказывания. От них требовалось только сказать, насколько высказывание как таковое (само по себе) благоприятно или неблагоприятно для де Голля.
Что показывают результаты этих экспериментов? Во всех трех вариантах установки группы имеют более крайний характер, чем позиции каждого из входящих в нее индивидов. Кроме того, после участия в дискуссии и в консенсусе члены группы остаются на общих позициях.
Другими словами, они изменяют свои установки и переходят на более крайние позиции. Вызывает ли степень их личной вовлеченности тот эффект, который мы предсказывали? Конечно, действительно, индивиды имеют более крайние аттитюды, когда они вовлечены лично (вариант 1), чем когда они должны высказать более нейтральные суждения (вариант 3). Вернее, благоприятный аттитюд в отно-
|
|
i лава i. i рупповые решения
В. Решения, дискуссии и изменение установок 235
шении генерала де Голля после социального взаимодействия становится еще более благоприятным. Точно так же неблагоприятный аттитюд по отношению к жителям Северной Америки, который был до взаимодействия, становится еще более враждебным после дискуссии.
И это еще не все. Как вы можете себе представить, расхождение между аттитю-дами индивидов не одинаково в разных группах: оно то больше, то меньше. Следовательно, изменяется и степень конфликта. Она выше в группах, где имеется больше расхождений в индивидуальных аттитюдах. Она ниже в группах, где атти-тюды индивидов различаются мало. Если наше объяснение верно, то следовало бы ожидать консенсуса в отношении более крайних аттитюдов в первых группах а не во вторых. Именно это и наблюдается в противоположность классической теории, согласно которой конфликт разрешается с помощью умеряющего компромисса: мы видим, что конфликт приводит к значительной экстремизации.
В другом эксперименте Дуаз (Doise, 1969) подтвердил устойчивость этих результатов и обобщил их. Испытуемыми были учащиеся частной школы архитектуры в Париже, они участвовали в эксперименте группами по 4 человека. Их задача состояла в том, чтобы ответить на вопросник Лайкерта и высказать свое мнение о школе архитектуры при Академии художеств, которая пользуется большим престижем, чем их школа, и по отношению к которой они испытывают чувство соперничества. В первом эксперименте испытуемые отвечают по процедуре, описанной выше (предконсенсус, консенсус, постконсенсус), на вопросы типа шкалы Лайкерта, касающиеся их мнения о собственной школе. Во втором варианте эксперимента другие испытуемые должны были ответить на те же вопросы, но их попросили, кроме того, указывать, как, по их мнению, отвечали бы на эти же вопросы учащиеся архитектурной школы при Академии художеств. Следовательно, в одном варианте эксперимента отражается образ собственной группы, а во втором — тот же образ характеризуется в сравнении с мнением другой группы — группы соперника, стоящего социально «выше». Итак, в обоих вариантах эксперимента наблюдается экстремизация социальных представлений. Учащиеся частной школы архитектуры еще до взаимодействия в группе имели скорее отрицательное мнение о ней. Данное представление становится еще более негативным после взаимодействия. Этот неблагоприятный аттитюд имеет тенденцию к усилению, когда индивиды думают о том, какими могли бы быть мнение или аттитюд группы, с которой они вынуждены себя сравнивать. Можно предположить, что в этом случае они больше затронуты лично и что решение их больше волнует. Эти первые эксперименты показали, что феномен поляризации — явление общего характера. Во-первых, мы это наблюдали в тех случаях, когда решение касается весьма разнообразного содержания. Во-вторых, наблюдается зависимость феномена поляризации от степени личной вовлеченности индивидов в проблему, от того, насколько важно для них их решение. Наконец, в-третьих, конфликт способствует поляризации, а не ограничивает ее. Короче говоря, там, где возможен конфликт, возможно и изменение аттитюда. С тех пор был проведен целый ряд исследований, которые подтвердили этот общий характер феномена поляризации (Fraser, 1971). Были подробно изучены условия проведения экспериментов, в которых это явление наблюдается (Myers, Lamm, 1976). Позднее Вандеркеер (Van-derkeere, 1979) наметил эпистемологический анализ своего открытия.
|
|