Классические модели процесса атрибуции стремились, как мы видели, рассматривать наблюдателя скорее как человека рационального. Модель ANOVA, предложенная Келли (Kelley, 1965), фактически получила статус нормативной модели указывающей, как наблюдатели должны были бы делать правильную каузальную атрибуцию. На практике же наблюдатели не ведут себя как ученые, следующие каким-то формальным детализованным моделям. Они делают атрибуции быстро используя гораздо меньше информации и предпочитая определенные типы объяснений. Следовательно, мы должны рассмотреть более описательные модели того способа, которым наблюдатели делают атрибуции в действительности.
В большом числе исследований делается вывод, что при сравнении наивных наблюдателей с учеными или статистиками первые отличаются предубежденностью и ошибками в атрибуции. Имеем ли мы основания характеризовать эти тенденции как предубеждения или ошибки? Термин «ошибки» следовало бы оставить за отклонениями от нормативной модели (Fiske, Taylor, 1991) или за случаями отхода от признанного критерия валидности (Kruglanski, Ajzen, 1983). Такие модели или критерии, однако, редко доступны для исследования атрибуции. Мы должны были бы употреблять в этом случае термин предубеждение {смещение). Тем не менее термин ошибка по-прежнему употребителен в тех случаях, когда закрепился первоначальный неточный ярлык. Предубеждение имеет место, если наблюдатель систематически искажает правильную процедуру, используя ее либо чрезмерно, либо недостаточно (Fiske, Taylor, 1991). Недавно Фундер (Funder, 1987) выдвинул другую точку зрения. Он утверждает: то, что назвали «ошибками», проистекает в значительной мере от лабораторного контекста и не обязательно привело бы к ошибкам в реальном мире. Исследователи показали также в различных ракурсах, что даже твердо укоренившееся предубеждение в атрибуции может быть поколеблено, если переформулировать вопросы или ввести тонкие изменения в предлагаемую информацию (Cheng, Novick, 1992; Forsterling, 1995). Как мы увидим далее, такие предубеждения могут служить для лучшего описательного анализа причинной атрибуции, чем это делают сложные нормативные модели. Теперь мы перейдем к рассмотрению некоторых наиболее известных предубеждений.
|
|
Фундаментальная ошибка атрибуции. Многие исследования показывают, что наблюдатели, по-видимому, придают слишком малое значение ситуации и слишком большое значение — личности (Jones, Harris, 1967; Ross, Amabile, Steinmets, 1977). В чем причина этого эффекта? Когнитивные объяснения подчеркивают то, что лежит в основе знания атрибуции и обработки социальной информации. Одно из объяснений заключается в том, что поведение участника ситуации часто более выразительно и рельефно, чем ситуация. Общее объяснение этой рельефности базируется на доказательстве Рода и Прайера (Rhodes, Pryor, 1982). Они утверждают, что если побудить участников эксперимента подумать о составляющих ситуации, то есть шанс, что они учтут ситуационные факторы при объяснении поведения человека — объекта наблюдения. Другое когнитивное объяснение отсылает к различной степени забывания ситуационных и диспозиционные причин. Мур с соавторами (Moore et al., 1979) и Петерсон (Peterson, 1980) указали, что самоатрибуции, сделанные через некоторое время после изучаемого поведения, имели тенденцию в большей степени подчеркивать диспозиционные причи-
|
|
ь. Фундаментальные вопросы, которые встают при исследовании атрибуции 331
йы и в меньшей — ситуационные, чем в случае, когда эти атрибуции делались сразу после наблюдения поведения (ср. Funder, 1982; Miller, Porter, 1980). Хотя имеются доказательства изменения атрибуции с течением времени, они недостаточно устойчивы, чтобы дать полное объяснение фундаментальной ошибки атрибуции.
Существует еще и другое объяснение, принимающее в расчет особенности культуры. Миллер (Miller, 1984) отмечает увеличение по мере роста ребенка ссылок на диспозиционный фактор в американской выборке, в то время как в выборке индусов возрастают ссылки на факторы контекста (рис. 11.2). Так, по мере того как дети растут в окружении западной культуры, они чаще ссылаются на личностные качества как на причину поведения (Higgins, Bryant, 1982). Напротив, дети-индусы с возрастом чаще принимают в расчет социальные контексты и ситуации в качестве причин поведения. Такие исследования иллюстрируют связь между каузальной атрибуцией и социальными представлениями (см. главу 14). Социальные представления могут нам помочь ответить на вопрос: каков источник атрибуций? Эта связь иллюстрируется также изучением «социэтальной атрибуции» (поиска причин тех или иных явлений в окружающем обществе и государственной системе, включая бедность, богатство и безработицу). Так, члены различных политических партий иногда делают разные атрибуции (см.: Hewstone, 1988).
Лингвистический аспект атрибуции также может нам помочь объяснить фундаментальную ошибку атрибуции. Общая теория диспозиций, может быть, является составной частью языка, следствием чего оказывается систематическое появление некоторых умозаключений в зависимости от используемого глагола. Семэн и Фидлер (Semin, Fiedler, 1991) отмечают, что общее предвзятое мнение, побуждающее объяснять поведение внутренними диспозициями одушевленных субъектов (а не внешними факторами окружения), соответствует широко распространенной тенденции пользоваться абстрактным языком (Fiedler, Semin, Bolten, 1989).
Американцы |
Индусы |
В какой мере фундаментальная ошибка атрибуции действительно фундаментальна (Harvey, Town, Yarkin, 1981)? Несмотря на это название, в некоторых условиях люди в слишком большой мере припишут поведение «другого» ситуационным факторам: особенно если это поведение не отвечает ожиданиям (Kulik, 1983) и если внимание обращено на ситуационные факторы, которые могли бы быть причиной данного поведения (Quattrone, 1982). Учитывая, что предубеждение Далеко не универсально, а критерии точности отсутствуют, мы предпочли бы назвать этот все же весьма важный эффект более скромно — предубеждением соот-
* =Г | |
О S | |
ССЫЛ испоз | 0,5-0,4- |
ь ч | |
S» | 0,3- |
=г 5- | |
RI | 0,2- |
С О га | 0,1- |
X |
8 11 15
Взрослые, возраст
Рис. 11.2. Культурные схемы и развитие атрибуций в рамках
диспозиций (данные взяты из: Miller, 1984. © 1984. American
Psychological Association, с разрешения издателя и автора)
332 Глава 11. Теория атрибуции
|
|
Б. Фундаментальные вопросы, которые встают при исследовании атрибуции 333
Фаза1 |
ветствия, что означает атрибуцию поведения диспозиции даже в тех ситуациях в которых не следовало бы этого делать (Gilbert 1995; Jones 1990).
Различие между активным субъектом и наблюдателем. Джонс и Нисбетт высказали мысль, что деятель склонен приписывать причину своих действий ситуации, в то время как наблюдатель имеет тенденцию приписывать те же действия устойчивым диспозициям личности. Уотсон (Watson, 1982) подробно проанализировал эти различия между деятелем и наблюдателем. Эти термины он предпочитает заменить на «я» и «другой», так как во многих исследованиях речь не идет об одном действующем лице, за которым наблюдал бы другой человек. Скорее рассматриваются атрибуции, которые люди делают в отношении своего собственного поведения, и атрибуции, которые они делают в отношении других людей. Как показывает Уотсон, эффект существует, но он ограничивается различиями между «я» и «другим» в ситуационной атрибуции: мы приписываем свое собственное поведение ситуации в большей мере, чем поведение другого. Так, например, мы часто приписываем свою робость ситуации, когда присутствуем на каком-нибудь приеме, хотя в отношении робости «другого» мы это делаем гораздо реже.
Почему имеет место этот эффект «я — другой»? Этому существует три основных объяснения. Одна из гипотез заключается в том, что различие между «я» и «другим» рождается вследствие гораздо большего количества информации, имеющейся в распоряжении субъектов деятельности или оценивающих свое собственное поведение. Мы больше знаем о своем поведении в прошлом и о его изменениях в зависимости от ситуации. О «другом» мы знаем гораздо меньше (Nisbett et al., 1973, 2е etude). Гораздо больше исследований было посвящено более интересной гипотезе (признаем это), согласно которой различия между действующим лицом и наблюдателем объясняются расположением фокуса внимания. Стормз (Storms, 1973) провел хитроумный эксперимент с целью проследить за самым фундаментальным различием между «я» и «другим»: у них в буквальном смысле разные «точки зрения». Стормз поставил сцену разговора, в котором два человека — А и Б, ранее незнакомых друг с другом, знакомятся, причем за каждым из них специально наблюдает человек и, кроме того, их поведение снимают на кинопленку с помощью видеокамеры (рис. 11.3).
|
|
Стормз выдвинул гипотезу, что можно было бы изменить способ, которым активный участник и наблюдатель интерпретируют поведение, изменяя направление их взглядов. Действующие субъекты, которым удалось бы увидеть себя, в большей мере приписали бы свое поведение диспозиции, а наблюдатели, которые видят другой аспект ситуации, должны были бы в большей мере приписать поведение ситуации, в которой действует активный участник. Стормз сравнил три варианта условий направления взглядов: 1) видеокамеры нет (контрольная ситуация); 2) та же самая направленность (видеокамера только воспроизводит первоначальное направление взгляда деятеля или наблюдателя); 3) новое направление (видеокамера придает обратное направление взглядам деятелей или наблюдателей)-
Как Стормз и предполагал, ему удалось констатировать, что атрибуции, сделанные субъектами действий и наблюдателями при новом направлении, оказывались в обратном соотношении, когда участникам эксперимента показывали новое направление. Атрибуции деятелей стали менее ситуационными, атрибуции наблюдателей — более ситуационными. К сожалению, результаты Стормза не всегда удавалось повторить. По-видимому, участник, находящийся в центре поля зрения
Фаза 2чх | ♦ | NX | ||||
! Видео человека А | Ч^ | |||||
/ | \ | VV4 | ||||
А | Наблюдающий за А | Б | Наблюдающий за В | |||
Новое | То же самое | |||||
направление | направление | |||||
'"" Рис. 11.3. Эксперимент, посвященный перцептивному объяснению эффекта
«действующий субъект - наблюдатель» (Fiske, Taylor, 1991, цит. по: Storms, 1973)
(человек А для его наблюдателя и человек Б — для своего наблюдателя), оценивается как более важный в отношении причины, но этот придаваемый ему вес не всегда оказывает четкое воздействие на приписывание причины диспозиции человека или ситуации (Taylor et al., 1979). Тем не менее результаты Стормза показывают, что вообще существуют методы, позволяющие изменять точку зрения деятеля и наблюдателя. Другие исследователи тоже выявили эффекты рельефности в относительной значимости диспозиционной и ситуационной атрибуций. Макартур и Пост (McArthur, Post, 1977), например, попросили наблюдателей смотреть на участников разговора, причем один собеседник был лучше виден, чем Другой (один из них был освещен ярче, другой — слабее). Наблюдатели сочли, что поведение собеседника, который был им лучше виден, в большей мере определялось его личной диспозицией, чем ситуацией.
В этом случае было также продемонстрировано действие языковых факторов, ^-емэн и Фидлер (Semin, Fiedler, 1989) констатировали, что действующие субъекты и наблюдатели используют разные языковые приемы. Для тех, кто использует атрибуции, связанные с активными участниками, характерно уклонение от высказываний, относящихся к ним самим вообще, и от абстрактных слов, которые Им приписывают диспозиции, относящиеся к ним самим. Напротив, те, кто выби-Рает атрибуцию в пользу наблюдателя, имеют характерную тенденцию описывать Деятеля в относительно более абстрактных терминах, которые предполагают качества, основанные на длительных, устойчивых диспозициях.
334 Глава 11. Теория атрибуции
Бюлер, Гриффин и Росс (Buehler, Griffin, Ross, 1995) распространили эти различия между деятелями и наблюдателями на другие серии суждений. Они исследовали предположения различных людей относительно времени, которое они затратили бы на завершение различных занятий. Названные авторы выявили доказательства очень оптимистического предвзятого мнения — люди недооценивали время, необходимое им для окончания работы. Но эта тенденция исчезала, когда они предсказывали время, которое потребуется другим людям для окончания их работы. В этом случае наблюдается пессимистическое предубеждение — переоценка времени, необходимого другим. Такая же модель выделяется при изучении предсказаний о будущем романтических отношений: действующие субъекты высказали слишком большой оптимизм, а наблюдатели — слишком большой пессимизм. Таким образам, различие точек зрения, по-видимому, оказывает важное и интересное воздействие на многие типы межличностных отношений.
Предрасположение в пользу своего «Я». Кингдон (Kingdon, 1967) взял интервью у американских политических деятелей приблизительно через пять месяцев после их успеха (или неуспеха) на выборах. Он попросил их резюмировать основные факторы (причины), которые привели их к победе или поражению. Политики приписали свой выигрыш внутренним факторам — своему труду, пользе, которую они принесли избирателям, своей репутации, а также рекламе. Свой проигрыш они приписали внешним факторам — составу партий в их избирательном округе, известности противника, тенденциям (национальным или связанным с государством), недостатку денежных средств. Можно предположить, не слишком рискуя ошибиться, что аналогичные предвзятые мнения очевидно выявлялись бы и у французов, и, честно говоря, в любой национальной выборке политических деятелей. Это проявление предвзятого мнения более общего характера — предрасположение в пользу своего «Я», вследствие которого люди более склонны приписывать успех своим внутренним диспозициям, таким как способности, тогда как свои неудачи они приписывают причинам, связанным с ситуацией, например трудностям задачи. Приписывание себе заслуги в успехах и стремление избежать порицания, связанного с неудачей, — это поведение, свойственное каждому из нас, по крайней мере время от времени. Такое же предвзятое мнение было выявлено и в атрибуционных моделях супругов. Кристенсен, Салливэй и Кинг (Chris-tensen, Sullaway, King, 1983) получили пессимистический результат: они констатировали, что в супружеских парах существует тенденция приписывать вину за негативные события партнеру и что эта тенденция возрастает с продолжительностью отношений.
Ясно, что предрасположение в свою пользу достаточно засвидетельствовано и не ограничивается рамками лабораторных исследований. Однако продолжаются дискуссии по вопросу о том, следует ли истолковывать этот феномен в терминах когнитивных процессов (обработка информации) или в терминах мотивации (как следствие потребности). Эти споры дают нам полезные сведения о наших попытках объяснить любое предвзятое мнение, но они также иллюстрируют тот момент, когда лабораторные исследования оказываются необходимыми, чтобы разграничить под строгим контролем конкурирующие теоретические предсказания.
Имеет ли это предубеждение когнитивный характер? Фактически мы здесь имеем дело с двумя предубеждениями: одно — это положительная самооценка (приписывание себе заслуг в успехе) и другое — самозащита (отрицание ответст-
венности за неудачу). Миллер и Росс (Miller, Ross, 1975) утверждали, что засвидетельствовано только предрасположение в свою пользу и что оно объясняется когнитивными факторами. Например, если люди имеют намерение и надежду преуспеть и если их поведение можно считать вызванным их усилиями (в то время как неудача имеет место вопреки их усилиям), тогда, может быть, вполне разумно чувствовать в большей мере свои заслуги в успехе, чем свою вину в случае Неудачи.
Создается ли это предубеждение мотивацией? Цукерман (Zuckerman, 1979), завершая систематический обзор литературы, отмечает, что потребность защитить свое самолюбие непосредственно влияет на атрибуцию причин тех или иных результатов выполнения заданий. Но его рассуждения указывают на то, что форма этого эффекта зависит от факторов, включающих степень, в которой удалось затронуть самолюбие участников эксперимента. Цукерман делает вывод, что в большинстве экспериментальных парадигм проявляется предрасположение в свою пользу, как в случае неудачи, так и в случае успеха. Однако так бывает не всегда. Вири (Weary, 1980) обсуждал атрибуции в пользу собственного «Я» в контексте самопрезентации. Люди склонны объяснять свои результаты таким образом, чтобы избежать смущения и/или получить одобрение аудитории, причем в условиях публичного высказывания это проявляется сильнее, чем в частной обстановке (Weary et al., 1982).
Исследователи пытались сделать выбор между когнитивными и мотиваци-онными объяснениями, но столкнулись с многочисленными трудностями. Существует мнение, что в объяснительных моделях, основанных на когнитивных процессах, присутствовали также мотивационные аспекты (Zuckerman, 1979) и что программа исследования когнитивных аспектов настолько растяжима, что может породить предсказания практически в отношении любой теории мотивации (Tet-lock, Levi, 1982). Кроме того, мотивационные факторы могут оказывать воздействие на обработку информации. Представляется, таким образом, что сделать выбор между когнитивным и мотивационным объяснением невозможно (Tetlock, Manstead, 1985).
Предрасположение в пользу группы. В настоящее время имеется множество свидетельств, указывающих на то, что предвзятость атрибуции может быть следствием влияния принадлежности к определенной группе. Например, люди совершенно по-разному объясняют (Hewstone, 1990) успех и особенно неудачу членов своей группы (ин-группы) и членов другой группы (аут-группы). Это предубеждение служит защите и сохранению стереотипов ин-группы (мы умны) и аут-группы (они глупы). Поскольку стереотип сам в себе несет достаточное объяснение многих событий, которые с ним согласуются (например: «Англичанин ведет себя вежливо, так как вообще все англичане вежливы»), наблюдатели не станут затруднять себя тем, чтобы искать где-то другие объяснения, которые, возможно, потребовали бы пересмотра стереотипа (Sanbonmatsu, Akimoto, Gibson, 1994). Напротив, имеется много шансов, что атрибуция была вызвана поведением, контрастирующим с предварительными ожиданиями наблюдателей, в том числе с их стереотипами (см. выше обсуждение факторов, побуждающих к атрибуции). Характерно, что поиск атрибуции, который будет этим инициирован, примет форму, Направленную на то, чтобы «избавиться» от исхода или поведения, не согласующегося со стереотипом (Pettigrew, 1979), даже если иногда наблюдатели просто
336 Глава 11. Теория атрибуции
Б. Фундаментальные вопросы, которые встают при исследовании атрибуции
отказываются сделать хоть какой-нибудь вывод при столкновении с отклонениями от стереотипа (Maass et al, 1989, 1995; Rubini, Semin, 1994).
Ислам и Хьюстоун (Islam, Hewstone, 1993) изучали межгрупповые атрибуции. Они попросили группы, составлявшие численное большинство и меньшинство объяснить позитивное или негативное поведение членов ин-группы и аут-группы. Этими группами были индусы (меньшинство) и мусульмане (большинство) в Бангладеш. Результаты показали твердое предубеждение в межгрупповой атрибуции в случае большинства. Мусульмане положительно оценили свою собственную группу и отрицательно оценили индусов. Напротив, в атрибуциях индусов проявилась лишь слабая положительная оценка ин-группы. Подобные модели атрибуционного предубеждения в положительную сторону выявляются в связи с межгрупповыми отношениями, предполагающими различия пола участников эксперимента (Deaux, Emswiller, 1974) и расовые различия (Duncan, 1976).
С другой стороны, языковые факторы могут, по крайней мере частично, объяснить это предубеждение. Маас и его коллеги (Maass et al, 1989) отмечают, что один и тот же позитивный поступок, представленный визуально, описывается в более абстрактных терминах (например, употреблением некоторых типов глаголов или специфических прилагательных), если его совершают член ин-группы, чем если это делает член аут-группы. Поскольку информация, кодируемая на абстрактном уровне, относительно устойчива к оспариванию и предполагает большую устойчивость во времени (Semin, Fiedler, 1991), то внутригрупповое предубеждение в отношении языка могло бы способствовать сохранению стереотипных убеждений.