Теперь, когда мы рассмотрели некоторое число важных атрибуционных предубеждений, представляется, что действительно каузальная атрибуция часто является быстротекущим процессом, основанным на ограниченной обработке информации. Развитие социального познания (см. Smith, 1994) создало новую перспективу, оказавшую большое влияние на исследование атрибуции. По мере усиления интереса социальных психологов к количеству обработанной информации и к тому, как она обрабатывается, разрабатывались различные тонкие способы измерения когнитивной способности, представляющие собой попытку обойти первостепенно важную проблему — тот факт, что мы никогда не имеем прямого доступа к происходящему в головах участников наших экспериментов (Taylor, Ficke, 1981). Заимствуя методику когнитивной психологии, социальные психологи стали все больше и больше использовать такие измерения, как измерение зрительного внимания, поиска информации, памяти и особенно времени, затрачиваемого на реакцию.
Исследование Смита и Миллера (Smith, Miller, 1989) частично иллюстрирует выгоду от использования метода, основанного на измерении времени, затрачиваемого на реакцию. Авторы этого эксперимента различают типы умозаключении, применяемых при поиске атрибуции: например, суждения о каузальных связях, суждения относительно характерных особенностей действующего субъекта и суждение о его намерениях. Было измерено время, затраченное участниками эксперимента на каждое умозаключение. Причина, побуждающая применить измерение времени реакции, проста (Hamilton, 1988). Если вопрос соответствует процессу, спонтанно происходящему во время первоначального понимания поведения, то
|
|
ответ на вопрос легкодоступен и время реакции будет кратким. Напротив, если вопрос относится к чему-то, о чем не сделан вывод на этапе понимания, то наблюдатель должен найти подходящую информацию и сделать вывод до ответа на вопрос, что увеличивает время реакции.
Смит и Миллер отмечают, что суждения о намерениях и характерных качествах не заняли значимо большего времени, чем «контрольный» вопрос, относившийся к полу действующего субъекта (табл. 11.1). Этот результат показывает, что суждения, возможно, формируются также на этапе понимания или по крайней мере они могли бы в этот момент сформироваться. Реакция была самой медленной, когда вопрос касался человека или ситуации, которые были причиной наблюдаемого поведения. Смит и Миллер пришли к выводу, что «базовая» атрибуция (по-видимому, сделанная во время первоначального процесса понимания) представляет собой суждение о намерении или приписывание качеств — либо и то и другое (Winter et al., 1985), но не касается человека или ситуации как причины поведения. Более долгое время, затрачиваемое на соответствующую реакцию, объясняется, вероятно, тем, что люди не привыкли отвечать на вопросы в таких терминах. Исходя из этих данных рассмотрение причин не выглядит автоматизмом. То, что происходит во время фазы понимания, по-видимому, не что иное, как умозаключение о качествах без попытки понять основу причины поведения.
Таблица 11.1