Функции атрибуции. Атрибуции, по-видимому, могут выполнять три важные общие функции: контроль, самоуважение и самопрезентацию (Forsyth, 1980; Tet-lock, Levi, 1982). Потребность в какой-то степени осуществлять контроль над физическим и социальным миром — в особенности понимать причины поведения людей и причины событий — была подчеркнута Келли в его первых работах по атрибуции (Kelley, 1967, 19726). Каузальная атрибуция дает возможность когнитивного контроля над событиями прошлого и настоящего, а также позволяет предвосхитить то, что может произойти в будущем (Wortman, 1976). Именно контролирующая функция атрибуции помогает нам понять множество разнообразных феноменов атрибуции, противоречащих нашей интуиции. Например, люди злословят о тех, кто стал жертвой роковых событий (считают, что они заслуживают такой судьбы), и пытаются сохранить убеждение, что подобные роковые события с ними не произойдут (гипотеза справедливого мира; ср.: Lemer, Miller, 1978). Имеются также свидетельства того, что родители детей, больных лейкемией (Cho-doff, Friedman, Hamburg, 1964), раковые больные (Abrahams, Finesinger, 1953), жертвы несчастных случаев (Bulman, Wortman, 1977) и насилия (Medea, Thompson, 1974) способны возлагать вину на себя, чтобы иметь (иллюзорное) впечатление, что они контролируют события. Кажется, что признание собственной вины помогает человеку понять событие, иначе необъяснимое, и что он предполагает, что можно было бы что-то сделать, чтобы воспрепятствовать возобновлению подобных событий (Langer, 1975; Wortman, 1976). Однако нет никакой уверенности в том, что самообвинение помогает выздоровлению. Напротив, оно даже могло бы препятствовать выздоровлению (Frey, Rogner, 1987; Meyer, Taylor, 1986).
|
|
Функция самоуважения иллюстрируется потребностью людей защищать, ва-лидизировать или подчеркивать чувство своей личностной ценности и эффективности (Greenwald, 1980). Свидетельства существования этой функции мы находим в первую очередь в исследованиях, в которых сравнивается самоатрибуция в случае успеха и в случае неудачи. Атрибуции служат самоуважению в той мере, в какой (как было показано выше) они являются относительно внутренними в случае успеха и относительно внешними — в случае неудачи. Пыжчинскии и Гринберг (Pyszczynsky, Greenberg, 1987) изучили данные, связывающие атрибуцию и самооценку, и пришли к заключению, что атрибуция людей относительно результатов своих поступков оказывает заметное влияние на их самоуважение.
Функция самопрезентации связана с тем фактом, что люди предположительно могут потенциально контролировать представление о себе других людей, сообщая им атрибуции, предназначенные для того, чтобы получить публичное одобрение или избежать неловкости (Baumeister, 1982; Tedeschi, Riess, 1981). Так, было проведено сравнение атрибуций, сделанных людьми в случае успеха и в случае неудачи в публичной и частной обстановке (Greenberg, Pyszczynski, Solomon, I98i.
|
|
Ь. Фундаментальные вопросы, которые встают при исслед овании атрибуции 33Q
^eary et al, 1982). Эти исследования показали, что люди Относительно скромны / меньше заслуг приписывают себе) в публичной обстановку. Случается, что люди осуществляют атрибуцию до своих действий. Это более тонкая форма самопрезентации. Так, предвосхищающая атрибуция до действия (проактивная) может быть атрибуцией, которой человек сам ставит себя в невыгодное положение (Tones gerglas, 1978). Это отсылает к использованию посторонних^ причинных факторов с целью затушевать связи между результатами и их оцен Кой. Тем самым субъекты, осуществляющие действия, могут избежать некоторых отрицательных последствий неудачи. Например, человек, который ожидает н&удачи в каком-то деле может принять лекарства, снижающие его тонус, или болытдее количество алкоголя, чтобы дать благоприятное для себя объяснение неизбежной неудачи (Berglas, Jones, 1978; Tucker, Vuchinich, Sobell 1981). Точно так же недостаточное старание может послужить благовидным предлогом для объяснения: плохих результатов в будущем, не давая тому, кто их получит, думать, что он/она потерпел(а) неудачу из-за недостаточных способностей (Frankel, Snyder, 1978; Snyder et al, 1981). Такое самоуничижение можно нередко наблюдать вблизи аудиторий, где проходит экзамен и где можно услышать, как один студент говорит Другому: «Я не жду хороших результатов, я ничего не делал».