Какой установки придерживаться по отношению к индивиду или группе, которые ведут себя непривычно для окружающих и стойко защищают свое поведение? Как показал Московичи (Moscovisi, 1981), первоначальная ориентация индивида или группы по отношению к непривычному событию будет в первую очередь определяться образами, понятиями, представлениями, общими для группы, — короче, условностями, нормами, свойственными данной группе. С точки зрения, которую мы отстаивали (Papastamou, 1983; Papastamou, Mugny, Kaiser, 1980), сегодня в нашем обществе существует тенденция интерпретировать поведение, приписывая отклонение от общепринятой нормы психологическому искажению (независимо от того, идет ли речь о том, что голубой диапозитив назван зеленым, или о высказывании радикального мнения, направленного против милитаризма)-С этих позиций психологизация представляет собой, следовательно, одно из кон-венционализированных истолкований, которое может активизироваться, столк-* нувшись со стилем поведения, стойко поддерживающим новую позицию, отли > чающуюся от общепринятой. По-видимому, такое прочтение, заключающееся в < стремлении свести поведение к внутренним психологическим причинам, харак теризующим источник, а не приписывать новое определение объекту, широко рас! пространено, и даже является господствующей нормой (Beauvois, 1984; Duboi, 1994). Здесь мы будем говорить об этом, когда речь пойдет об интерпретации п ведения меньшинства, возможному влиянию которого эта норма реально пр пятствует. Проиллюстрируем эффекты психологизации с помощью эксперимеИ та, посвященного табакокурению (Perez, Moscovici, Mugny, 1991).
|
|
В эксперименте участвовали испытуемые, выкуривающие около 18 сигарет в день. Они знакомились с текстом, содержащим сильную антитабачную пропаганду. Эта позиция приписывалась либо источнику — сведущему специалисту (преподавателю политической экономии), либо активным членам группы меньшинства противников курения. Чтобы придать направление сопротивлению, обычно вызываемому этим текстом у курильщиков, половине испытуемых предлагали после его прочтения письменно изложить аргументы против содержания данного текста, которые придут им в голову (т. е. аргументы, связанные с содержанием текста и доказывающие, что мнению источника верить не следует). Другая половина испытуемых получала инструкцию перечислить все личностные характеристики, направленные против авторов только что прочитанного текста. Отмстим, что в среднем испытуемые выдвигали по три контраргумента или отрицательные характеристики. На основе числа фактически данных ответов был введен третий фактор: испытуемые были разделены на группы в зависимости от того, сколько контраргументов или отрицательных характеристики они указали: 3 или 2. Сопротивление первых было сочтено более сильным, чем сопротивление вторых. Основное измерение касалось изменения в отношении намерения бросить курить, высказанного до или после чтения рассуждений о вреде курения. Испытуемые пользовались шкалами, содержащими 7 пунктов.
|
|
Следует подчеркнуть, что предложенный испытуемым текст был одинаковым для всех, различалась лишь направленность сопротивления, способствовавшая поиску показателей либо на уровне содержания сообщения, либо на уровне личностных характеристик авторов. Первое, что удалось констатировать: изменение в общем намерении бросить курить опосредуется взаимодействием типа источника сообщения и типа сопротивления (табл. 15.1). Группа, составляющая меньшинство, оказывает большее влияние на намерение бросить курить, когда внимание сфокусировано на содержании сообщения, чем если речь идет о характеристиках авторов. Обратная тенденция наблюдается в отношении экспертов. Кроме того, обнаруживается взаимосвязь интенсивности критической деятельности и ее объекта. Когда критика направлена против источника (авторов текста), то чем критика сильнее, тем меньше изменяются намерения испытуемых. Если же критика относится к содержанию сообщения, то испытуемые, выдвигающие наибольшее количество контраргументов, затем в большей степени изменяют свои намерения в отношении курения, чем испытуемые, которые высказывают меньше возражений. При продолжении исследования отказа (Falomir et al., 1996) этот парадоксальный эффект был наиболее заметен, когда критика касалась содержания, отстаиваемого меньшинством.
Таблица 15.1 Среднее измерение (знак «+» указывает на более сильное намерение бросить курить, выраженное в ходе посттеста)
Число критических замечаний
Центрация Авторы Содержание Авторы Содержание |
Источник
2 или меньше +0,24 +0,38 + 1,60 +0,11 |
3 или больше -0,10 + 1,12 +0,12 +0,50 |
Руппа-меньшинство
1РУппа преподавателей
14 За* 683
418 Глава 15. Стили поведения и социальные представления о них
Восприятие сквозь призму общепринятых условностей: психологизация 41 9
Помимо очевидной социальной релевантности в момент организации кампании против злоупотребления табаком эти результаты подтверждают с теоретической точки зрения, что центрация сопротивления на личностных качествах источника-меньшинства разрушает то влияние, которого оно добивается во всех случаях кроме одного: когда конфликт центрируется на социокогнитивной разработке сопротивления, направленного против содержания, и интериоризируется (Falomiz, Mugny, Perez, 1997; Perez, Falomir, Mugny, 1995). Когда сопротивление относится к взаимоотношениям с источником, оно препятствует влиянию, и группа-меньшинство представляется более легким объектом воздействия, чем группа экспертов. Одной из особенностей психологизации в этом случае, по-видимому, является центрация сопротивления на цели взаимоотношений, а не только на самом обсуждении идей. Эти эффекты, вероятно, проявлялись в то время, когда испытуемые, которые были объектом воздействия, разрабатывали позицию несогласия в терминах социальных характеристик антагонистов, а не в терминах противоположности точек зрения, — следовательно, в тот момент, когда процесс валидиза-ции уже не отделяется от социального сравнения, которое приобрело конфликтный характер (Sanches-Mazas, Falomir, 1995), в частности, из-за идеологической или социальной близости к источнику (Gaffie, 1991; Kozakai, 1994). В этом случае индивиды, являющиеся объектом воздействия, не рассматривают позиции противника в терминах альтернативы, с децентрацией по отношению к идеям, если только они не доминирующие. Напротив, именно это происходит, когда сопротивление центрировано на содержании. Другие исследования показывают, что эти эффекты действительно заложены в особенностях регулирования конфликта, вызванного психологизацией.
|
|
Так, например, в одном эксперименте (Papastamou, Mugny, 1987) его авторы непосредственно манипулировали конфликтом. Они попросили испытуемых подчеркнуть в защитной речи меньшинства (посвященной загрязнению окружающей среды) либо все мысли, с которыми они согласны (меньший конфликт), либо все мысли, с которыми они не согласны (сильный конфликт). Сконцентрируем наше внимание на имидже источника, чтобы понять, почему влияние меньшинства слабее в том случае, когда внимание испытуемых сосредоточено на разногласиях и происходит психологизация. Так, если рассматривать аспект взаимоотношений, можно отметить, что в случае центрации внимания на разногласиях индуцируется психологизация, побуждающая испытуемых остро ощущать блокирование переговоров. Испытуемые особенно подчеркивают ригидность и агрессивность источника. Но на самом деле блокирование и бескомпромиссность приписываются характеристикам, свойственным источнику. Бескомпромис сность интерпретируется не как результат потенциального объективного прочтен! реальности, а как следствие ригидности и непримиримости, воспринимаемых как > отъемлемые личностные качества источника. Его экстремизм информирует не об опр ^ делении объекта, а о психологии источника. Второй существенный параметр этого а лиза имеет социокошитивный характер. Когда источник психологизирован, происход радикальное изменение его когнитивного образа, а именно он воспринимается как нее реалистичный, более эгоистичный и менее прогрессивный. Меньшинство тер свою ценность альтернативы в социальном пространстве.
Чтобы вызвать такую интерпретацию, достаточно сконцентрировать воспр ятие испытуемых на личности источника, даже не предлагая специфического с держания. Если в противоположность этому эксперимент Рикато давал нам Ян^ формацию о социокогнитивном механизме, объясняющем организацию воспрч
|
|
ятия источника испытуемыми (в зависимости от социологической рельефности параметра), то исследования рассматриваемого типа информируют нас о содержании этого восприятия, которое, по-видимому, доминирует в ситуации, когда такая рельефность активируется. Психологизация фактически изменяет значение стиля поведения: она объясняет поведение и, следовательно, позиции источника с помощью психологических характеристик, в данном случае — несколько аномальными смещениями. Но действительно, почему же психология должна рассматриваться как наука об аномалиях, а не о нормальных явлениях?
В общем, остается вопрос: почему психологизация не дает фасилитационного эффекта? Нет ли таких психологических характеристик, которые оценивались бы очень положительно? Так, например, разве стойкость в конечном счете не характеризует личностные качества, которые, однако, представляют собой показатели некой объективности? Разве характеристики личности не обладают замечательным достоинством — способностью преобразовывать оценочное {evaluatif) в фактологическое (factuel), придавая когнитивным оценкам указание на объективный характер поведения? И тогда поведение выражает уже не субъективное предпочтение, а необходимость, внушаемую объектом. В таком случае именно сам объект воспринимается как причина, вызывающая поведение источника. Таким образом, поведение объективизируется, отделяется от источника, который его выражает, точно так же, как зрительный образ, отражение, которое мы видим в зеркале, не может быть ничем, кроме того, чем оно является.
Таким образом, психологизация, как мы видели, стремится придать выраженность блокированию источника. При этом представление об источнике коммуникации организуется вокруг его бескомпромиссности, теряя тот социальный ресурс, который заключается в формировании логически последовательной точки зрения, потенциально валидной, хотя и открыто отвергаемой. Почему эта бескомпромиссность ведет к восприятию психологического искажения, чего-то ложного в индивиде, разрушающего его валидность? Почему коммуникатор начинает восприниматься как «низко» субъективный, если не потому, что в этом случае он оценивается сквозь призму господствующей центральной социальной нормы, которая обосновывает истинность и объективность строго определенными показателями. Объективность — это идеал, которым должно быть проникнуто всякое поведение. Она предполагает измеряемость, существование эталона, гарантирующего ценность истинности и социального консенсуса, который его валидизиру-ет- Но, как мы видели, этот эталон также имеет социальный и поведенческий характер. Он также представляет собой некую организацию поведения, фактически выражающую уверенность и убежденность, ибо истина может быть только единой и неделимой.
Значит, именно потому, что существует норма объективности, определение которой основано как раз на представлении о единичности объекта (Brandstatter
al-> 1991), психологизация может стать препятствием для стойкости. Объект М°Жет быть только единственным: голубое может быть только голубым. Дело обстоит так, как будто наблюдатели не знают о социальной детерминированности Восприятия (Tajfel, 1969). А единичность объекта неизбежно предполагает существование социального консенсуса по этому поводу. Но стойкость девиантного Иди свойственного меньшинству поведения как раз и несет функцию нарушения Универсальности этого определения, выдвигая другое определение, и, следова-
420 Глава 15. Стили поведения и социальные представления о них
Прозелитизм: конфликт как стратегия влияния 421
тельно, вносит разнообразие в определение объекта или проблемы (Butera, Нц-guet, Mugny, Perez, 1994). Психологизация, таким образом, приводит к укреплению нормы объективности и к организации значения вокруг факта девиантности источника. Это лишает источник способности быть объективным, отказывая ему в стойкости и подчеркивая только блокирование отношений. В то же время психологизация вызывает восприятие источника, фундаментально целостное в формальных аспектах, и дает содержание для своей интерпретации, навязывая в качестве момента внедрения норму объективности.
В противоположность этому существуют другие нормы, которые не характеризуют в такой же мере определение истинного и ложного, а также в конечном счете нормального и патологического. Отметим здесь норму оригинальности, которая может возобладать в отдельных сферах (таких как искусство или научная деятельность, которые, по крайней мере на первый раз, не нуждаются в единообразии), а в некоторые исторические периоды могут даже чередоваться с нормой объективности. Норма оригинальности подразумевает другую социальную эпистемологию (Moscovici, 1993), не бинарную, которая абсолютной истине противопоставляет большую или меньшую ложь, а, напротив, такую, которая допускает и даже требует соответствующего плюрализма определений объекта (Butera, Mugny, 1992; Huguet, Mugny, Perez, 1991-1992). Норма оригинальности не только допускает, но даже узаконивает различия, девиантность.
Возьмем для примера один из экспериментов Московичи и Лажа (Moscovici, Lage, 1978), где два помощника экспериментатора противостоят четырем испытуемым, стойко оценивая как зеленые диапозитивы явно голубого цвета. Авторы эксперимента предложили испытуемым формулировать свои ответы в различных контекстах, дающих раз-!| личные определения оригинальности. В первом варианте эксперимента испытуемым просто говорили, что предметом интереса авторов является оригинальность воспри-11 ятия цвета. Эта слабая индукция ничего не изменила в обычно получаемых эффектах, и процент оказанного влияния был равен 8. Когда испытуемым предложили обсудить fi определение оригинальности восприятия цвета до начала собственного эксперимента, процент влияния составил 13. Впрочем, доминировали два противоречащих друг другу определения, консенсуса достигнуть не удалось. С одной стороны — оригиналь-е ность, понимаемая как новое поведение, интересное, изобретательное, творческое. Но оригинальность может также одновременно связываться с психологизирующим определением и интерпретироваться как поведение странное, непонятное, аномальное, неточное. Норма оригинальности фактически вступает в противоречие с господствующей нормой объективности, выраженной в ситуации восприятия. В других вариантах i эксперимента авторы сумели повысить процент влияния почти до 30. Для этого им пришлось самим предложить положительную оценку оригинальности, подчеркнув особенно ее важность для новых способов видения, сформировавших современное искусство,.( новые концепции в архитектуре и т. д. Фактически они были вынуждены бороться против нормы объективности, ослабить ее для того, чтобы смогла утвердиться норма ори-
гинальности.
Подводя итоги, можно сказать, что оригинальность действительно может о разовать альтернативную норму, допускающую и даже требующую разнообр ных, а не единичных, унифицированных определений объекта. Преимущество опи санного эксперимента состоит в демонстрации того, что не сам объект треоу такой нормы, хотя бы потому, что ситуации восприятия стремятся вызвать своеобразную эпистемоидеологию (Mugny, Doise, 1979), в которой в значительной мере
преобладает норма объективности, требующая социального консенсуса. Именно экспериментаторы в функции социальных деятелей подсказали новую норму и создали новый социальный контекст для оценки стилей поведения.
Из всего изложенного можно сделать следующие выводы: механизмы, действие которых мы видели в организации социальных представлений об источнике, демонстрирующем стойкий стиль поведения, в значительной степени зависят от социальных контекстов. Это проявляется в двух отношениях. Во-первых, контекст делает рельефным тот или иной критерий оценки. Одни критерии доминируют, как, например, критерий объективности, обратная сторона которого выявляет девиантность источника-новатора. Однако могут появиться и другие критерии, радикально преобразующие значение одних и тех же видов поведения. Во-вторых, еще необходимо, чтобы эти критерии оценки действительно представляли бы собой нормы в глазах испытуемых. Для этого надо вызвать необходимость в формировании доминирующего, если не единодушного, определения, основанного на консенсусе и принятого в той группе или в том коллективе, с которым себя идентифицирует испытуемый. Только потому, что объективность является нормой, она ведет к оценке источника как девиантного, что влечет за собой его отвержение. Именно в качестве нормы оригинальность может высвободить возможность социальной креативности.