Подобно звукам речи, поведение по-настоящему обретает подлинный смысл только в сочетаниях. Взятый отдельно, тот или иной вид поведения не несет никакого смысла или имеет ограниченный и даже неоднозначный смысл. Так, напри-
408 Глава 15. Стили поведения и социальные представления о них
Стили поведения: стойкость 409
мер, если я один раз назову зеленым цвет явно голубого диапозитива, это не будет иметь устойчивого и достоверного значения. Наблюдатели могут счесть, что я ошибаюсь по невнимательности или по рассеянности, а может быть, у меня плохое зрение или даже я просто провоцирую окружающих. Поведение становится значимым, если оно организовано внутренне, а также в пространстве и во времени. Именно на эту организацию, несущую свойственное ей значение, указывает понятие стилей поведения.
Вернемся к приведенному выше примеру. Предположим, что я продолжаю высказывать свою ошибочную оценку одного и того же голубого диапозитива, систематически повторяя, что он зеленый. Тогда смысл моего ответа изменяется. Повторением я исключаю некоторые объяснения. Мои наблюдатели или партнеры по взаимодействию уже не могут предполагать рассеянность, так как она не может повторяться бесконечно. Предположим, далее, что я отстаиваю свое мнение, когда меня пытаются переубедить, доказывая, что правильный ответ — это голубой цвет. Повторяя свое мнение, я доказываю самостоятельность суждений и независимость по отношению к мнениям других людей. Я проявляю тем самым также уверенность в своей правоте. Если к тому же я доказываю, что у меня нормальное зрение, правильно называя диапозитивы других цветов, то будет исключена атрибуция моего поведения внутренне присущим мне особенностям. Последовательной и систематической организацией своего поведения я каким-то образом вынуждаю своих партнеров принимать всерьез мой неверный ответ, побуждаю их пересмотреть критерии, которыми они пользовались, составляя свое суждение, и которые до того доминировали, и даже при случае мне удастся их убедить в обоснованности моей оценки. Как бы то ни было — и это было показано в главе, посвященной конверсии, — «другой» не остается безразличным к моему поведению: что-то в нем изменяется. Фундаментальной причиной этого изменения является мой имидж. Содержание моих высказываний, по-видимому, оказывает воздействие благодаря тем социальным представлениям, которые я мобилизую. Мне удается поколебать трюизм благодаря тому стилю поведения, в который я «облек» свои ответы. Для этого мною, очевидно, были использованы поведенческие показатели, информировавшие о моих намерениях, о моем внутреннем состоянии, а не только о содержании моего ответа. Эти показатели разнообразны по своему характеру. Я могу создать впечатление уверенности твердым и убежденным тоном, утвердительными языковыми средствами, особенно выразительными в моих утверждениях.
|
|
|
|
Мы проанализируем стили поведения на основе примеров из исследовании процессов инновации. Почему именно они являются предпочтительным полем для изучения стилей поведения? В основном потому, что (как это было показано в других главах) мнение меньшинства оказывает влияние по причинам, которые не сводятся априори к простым характеристикам источника коммуникации (коммуникатора), таким как признанная компетентность, авторитет или престиж, та как это социальные качества, которых меньшинство фактически не имеет. И° скольку его влияние не зависит ни от предлагаемого им содержания, так как он изначально непопулярно, ни от высокооцениваемых в обществе характеристИ коммуникатора, следовательно, влияние меньшинства зависит главным образом от его поведения, точнее от стиля его поведения.
Начнем с рассмотрения социокогнитивных следствий самого основного качества стиля поведения — стойкости (Moscovici, 1979). Это качество определяется в основном некоторой формой систематического повторения одного и того же поведения или сходного по содержанию поведения (о синхронной стойкости см.: Kaiser, Mugny, 1987; Papastamou, Mugny, 1990). Исходная мысль заключается в следующем: для того чтобы содержание было принято во внимание, источник коммуникации должен организовать свое поведение так, чтобы оно доказывало еГо убежденность, уверенность в своей правоте, а также бескомпромиссность. Как операционализировать эту идею? В серии экспериментов (см. Huguet, Nemeth, Personnaz 1995; Personnaz В., Personnaz M., 1994) была использована парадигма Московичи, Лажа и Нафрешу (Moscovici, Lage, Naffrechoux, 1969). В этом эксперименте группы состояли из 6 испытуемых, каждый из которых должен был устно назвать простой цвет ряда голубых диапозитивов. Два человека, которые были на самом деле помощниками экспериментатора, оценивали либо все предъявленные образцы, либо две трети из них как зеленые, т. е. давали явно ошибочные ответы. Здесь нас мало интересует точный процент оказанного влияния. Для нас важно различие, появляющееся в зависимости от систематического характера повторяемости ошибки. В самом деле, когда помощники ошибаются в двух третях числа ответов, их влияние почти равно нулю (Moscovici, Lage, 1976). Их влияние становится значимым только в том случае, если они постоянно повторяют один и тот же неверный ответ. Повторение одного и того же ответа — это свидетельство стойкости, проявление уверенности и убежденности, демонстрируемое помощниками. Поскольку повторение поведения эффективно в той мере, в какой оно свидетельствует о последовательности системы ответов, это может проявиться также в отношении социальных суждений. В таком случае простое повторение одного или нескольких аргументов может в результате операционализировать стойкость (Paicheler, 1976; Wolf, 1979). Повторение может также характеризовать логическую связность, последовательность сходных ответов, относящихся к несколько различающихся аспектам одного и того же объекта. Рассмотрим пример, касающийся иностранных работников (Mugny, 1975a). Испытуемые должны были прочесть текст, в котором либо защищались, либо оспаривались различные права иностранных работников. Каждый из текстов (выдержанный в духе ксенофобии или ксенофилии) был составлен двояким образом: в терминах стойкой и нестойкой позиции. Стойкость выражалась отстаиванием одной и той же позиции (благоприятной или неблагоприятной) по отношению к различным правам иностран-"•ев — политическим, профсоюзным, экономическим. Кроме того, высказывания °Ь1ли составлены в утвердительном, уверенном стиле. Нестойкость определялась аменой заключительных фраз некоторых параграфов (при том, что основное содержание сохранялось в обоих текстах одинаковым). Стиль изложения был не-уверенным. В конце коммуникатор заявлял, что не может принять решения, а это Ротиворечило началу параграфов, всегда ясному и утверждающему. Эффект °Жно резюмировать следующим образом: независимо от благоприятности или
|
|
°лагоприятности позиции по отношению к иностранцам содержания текста из-
еНение мнений испытуемых происходило только в случае устойчивости позиции
Источника коммуникации. Такой результат имел место как в случае благоприятно-
• Так и в случае неблагоприятного отношения к иностранцам, выраженного в тек-тЭх. В этом эксперименте, так же как и в других, содержание не оказывает суще-
410 Глава 15. Стили поведения и социальные представления о них
Интенсивность конфликта 411
ственного влияния, а решающим для социального влияния коммуникатора всегл служит стиль, внутренняя организация поведения: если позиция была убежденной, то она убеждала.
Хотя стиль поведения оказывает определенное влияние, основная причина этого заключается не в собственных характеристиках содержания высказываний источника коммуникации. В рассмотренных нами экспериментах это содержание было непопулярным и не имело никакой привлекательности само по себе. Кроме того, содержание было рельефным, очевидным и, следовательно, доступным для правильного восприятия при всех условиях. Если стиль эффективен, то это в той мере, в какой коммуникатору удается навязать такое представление о себе, которое приводит к парадоксальной валидизации его высказываний — благодаря расчетливой организации поведения, ясно свидетельствующего о его намерениях Каково же представление об источнике коммуникации? В большинстве рассмотренных экспериментов вводилось измерение имиджа коммуникатора. Задача испытуемых обычно заключается в том, чтобы оценить его стойкость, вызываемое им восхищение и т. д. Эти измерения часто фрагментарны и ограничиваются специфическими гипотезами, тестируемыми в рассматриваемом эксперименте. Поэтому мы обратимся к эксперименту Немит и Вахтлера (Nemeth, Wachtler, 1974), где измерения имеют экстенсивный характер; кроме того, этот эксперимент некоторым образом резюмирует все другие.
|
|
Испытуемые вместе с одним помощником экспериментатора участвовали в имитации заседания жюри присяжных. Во всех вариантах эксперимента помощник защищал яв-v>i но непопулярную позицию, предлагая 3 тыс. долларов в качестве возмещения ущерба,,,,, нанесенного потерпевшему при ранении во время аварии (несчастного случая), тогда... как испытуемые предлагали не менее 10 тыс. долларов. Во время всего взаимодействия помощник отстаивал одну и ту же точку зрения с помощью одних и тех же аргументов. Суть его мнения была, следовательно, ясной и очевидной, а изложение — логичным. Кроме того, в одном из вариантов эксперимента испытуемый свободно, по собственному почину, выбирал место во главе прямоугольного стола (а такое пространственное положение ведет, как известно, к увеличению способности повлиять на остальных участников, как показали Стродбек и Хук (Strodbeck, Hook, 1961). В другом варианте эксперимента это же место занимал помощник, но на сей раз место ему указал экспериментатор. Итак, влияние, оказываемое помощником, строго зависит от свободы выбора места за столом. Различие может показаться незначительным, но так думает только тот, кто не понимает важности общей организации поведения.
В целом испытуемые, характеризуя по просьбе экспериментатора его помощника, оценивали его иначе, чем остальных членов жюри, в отношении нескольких качеств. Так, например, его оценивали как менее разумного, менее справедливого, менее отзывчивого, более холодного и менее склонного к сотрудничеству. Он также оказывается членом группы, которого меньше всех любят, которым меньше всех восхищаются, с которым меньше всех хотят общаться. С ним связан сильный конфликт, и он создает постоянное напряжение в группе. Поскольку его воспрй нимают как наименее склонного к сотрудничеству, он оказывается некоторым о разом отверженным как неприятный и нежелательный партнер. Если рассматри вать только этот аспект, касающийся взаимоотношений, можно ли иредстави себе, что коммуникатор способен оказать какое-либо влияние?
Однако того же помощника сочли более стойким и независимым, более актив ным и играющим центральную роль в группе, более волевым и уверенным в се&е-
Qyi также в большей мере, чем другие, побуждает к размышлению и заставляет артнеров пересмотреть свои точки зрения. Таким образом, повторение, какой бы нл была его форма, выявляет социальную независимость коммуникатора и под-черкивает его непоколебимое намерение не поддаваться давлению в сторону кон-,ьормтгости' которое оказывается на него в немалой степени.
Хотя этот список и не исчерпывающий, но тем не менее с его помощью можно вЫделить основу, на которой в конечном счете создается значимость поведения. Поведение отмечено глубокой амбивалентностью: источнику коммуникации — больше, чем другим участникам — приписываются одновременно и отрицательные и положительные характеристики (см. Mugny, Gachoux, Doms, Perez, 1988). Реляционный (связанный с взаимоотношениями) параметр конфликта, вызываемого источником (коммуникатором), объясняет в таком случае слабость открытого влияния меньшинства (Mugny, 1982), когда оно не является отрицательным (Mugny, Papastamou, 1982-1983). Положительное влияние стилей поведения, конечно латентное, осуществляется в форме конверсии (Moscovici, 1980), и тогда характеристики поведения оказываются связанными с другим параметром, более социокогнитивного порядка. Относительно этого параметра определено в какой-то мере отношение источника к объекту. Такой стиль поведения, как стойкость, обеспечивает коммуникатору признание независимости его суждений (ведь он противостоит давлению в сторону единообразия; см. Nemeth, Chiles, 1988), твердости и активности его воли, убежденности в правильности своих ответов — все эти со-циокогнитивные характеристики некоторым образом вынуждают объект воздействия оценить валидность своих собственных ответов и вступить в конфликт с антагонистическими ценностями (Sanchez-Mazas, 1996). Так как коммуникатор независим и убежден, т. е. полон решимости (Lortie-Laussier, 1987), то его ответы представляют собой потенциально валидную информацию, которую следует принять во внимание хотя бы для того, чтобы выставить контраргументы с целью удостовериться в ее несостоятельности. Неприятие сообщения отсылает к целой совокупности действий, направленных на внимание, проработку — короче говоря, на понимание контраргументации, необходимой для установления несостоятельности информации, содержащейся в сообщении. Фактически такая деятельность служит прелюдией к процессу интеграции информации и невольного присвоения идей (Falomir, Mugny, Perez, 1996).