Г. Заключение

В первой части, посвященной изменениям в речи в зависимости от факторов со циальной ситуации, мы сначала рассмотрели то, что назвали степенями свободь говорящего. Речь шла о пределах свободного маневрирования, которыми распола гают говорящие для того, чтобы приспособить форму вербального выражения собственным целям, которых они добиваются в процессе коммуникации. Мы под черкнули, что этой свободе маневрирования противостоят ограничения, налага емые на говорящего использованием языка, существующего независимо от нег


и представляющего собой особый способ кодирования действительности. Затем мы подчеркнули отдельные факторы или параметры социальной ситуации, кото­рая создается в момент вступления индивидов в процесс общения. Эти парамет­ры оказывают значительное влияние на выбор говорящим языковой формы для данного процесса коммуникации. В свою очередь, эти формы выражения обычно также способны воздействовать на социальную ситуацию. Рассматривая эти па­раметры, мы осветили работы, посвященные изучению социальных отношений между партнерами, нормативных ограничений, налагаемых ситуацией, а также дистанцией от референта и характера канала передачи. В этих исследованиях бы­ло показано, что названные социальные параметры процесса коммуникации ока­зывают значительное влияние на тип языка партнеров. В свою очередь, этот тип языка служит потенциальной детерминантой дальнейшего хода общения и соци­альных параметров коммуникации. Далее мы попытаемся поместить эти разнооб­разные данные в более систематические рамки теории. Но сначала мы должны рассмотреть другие аспекты процесса общения.

Б. Речь и жест

Существует факт, который нельзя оставить без внимания при рассмотрении про­цесса общения: человек сопровождает свою речь движениями. Двигательная ак­тивность проявляется во всех зонах тела говорящего: это и голова, и глаза, и пла­стика лица (мимика), и плечи, и корпус, и руки (предплечья и кисти), и пальцы рук, и ноги. Лишь в 1960-х гг. исследователи обратились к систематическому изу­чению этих проявлений, назвав их невербальной коммуникацией. С тех пор поя­вились работы, посвященные анализу значительного числа различных исследова­ний и экспериментов, проведенных по этой теме (например, Argyle, 1975; Harper, Wiens, Matarazzo, 1978).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: