Мы постоянно наблюдаем в повседневной жизни, как взрослые приспосабливают свою речь к возрасту ребенка, с которым они разговаривают. Чем младше собеседник, тем проще обращенные к нему фразы и тем больше избыточной информации они содержат. Содержание также сосредоточено на близких и конкретных событиях. Эти адаптационные эффекты были выявлены в многочисленных исследованиях. Уже начиная с дошкольного возраста и сами дети готовы к адаптациям такого рода. Так, можно наблюдать, что четырехлетний ребенок, разговаривая с двухлетним партнером, явно адаптирует свою речь как на уровне продуктивности, так и на уровне синтаксической сложности (Masur, 1978).
Внесение в речь данных адаптационных изменений зависит не от возраста, а от языковой компетентности собеседника. Это доказывают исследования, проведенные в сфере коммуникации с умственно отсталыми детьми. Действительно, матери таких детей предлагают им менее сложную языковую среду, чем та речь, с которой обычно родители обращаются к нормальным детям соответствующего возраста. В некоторых работах было показано, что адаптация речи в присутствии умственно отсталых детей не является феноменом, свойственным только их родителям. В исследованиях Зигеля (Siegel, 1963; Siegel, Harkins, 1963) взрослые, не предупрежденные заранее о недостатке собеседника, взаимодействовали с умственно отсталыми детьми. Эти взрослые совершенно спонтанно приспосабливали свою речь к способностям собеседника-ребенка и высказывались тем более кратко и упрощенно, чем сильнее был дефект у ребенка. И опять, уже в дошкольном возрасте, дети проявляли способность к такому приспособлению. Разговаривая с отсталыми детьми своего возраста, они строили свою речь заметно иначе, приспосабливая ее к степени недостатка собеседника (Guralnik, Paul-Brown, 1977).
|
|
Но за адаптационными изменениями стиля речи должны скрываться другие изменения. Очевидно, что на самом деле не существует различных способов выражения одного и того же содержания. Если изменяется стиль речи, значит, атти-тюды, роли и вообще социальное отношение передатчика и приемника изменяются, а в соответствии с этим изменяется, следовательно, и содержание. В одном Учебно-воспитательном заведении Б. Тизар, О. Куперман, А. Джозеф и Ж. Тизар (Tizard, Cooperman, Joseph, Tizard, 1972) изучали языковую среду, которую предоставлял детям-воспитанникам персонал заведения. Исследователи отметили, что речь этих людей была ограничена в основном указаниями, запретами и приказаниями, никак не обоснованными и содержавшими мнения, информацию и объяснения. В процессе изучения этого общения выявилось, что воспитатели тем ре-*е обращались к детям с информативными высказываниями, чем ниже был их Уровень развития речи. Аналогичное явление наблюдали Прэтт, Бамстед и Рэйнз