В. Эксперимент с ограничением движений

Описанный выше эксперимент ведет к следующему заключению: во время разго-в°ра люди двигаются. Их движения, по-видимому, не связаны с передачей инфор­мации. Вопрос, следовательно, заключается в том, чтобы выяснить, почему чело-веческое тело приходит в движение, когда индивиды вступают в коммуникатив-


440 Глава 16. Язык и коммуникация


Б. Речь и жест 441



ную деятельность. Что произошло бы, если бы можно было заставить человека вести разговор в условиях физической невозможности делать движения, характе­ризующие экспрессивную деятельность? При подготовке эксперимента, в кото­ром была сделана попытка подойти к решению этого вопроса, мы первоначально хотели сделать испытуемых полностью неподвижными, причем они должны бы­ли поддерживать вербальное общение. Однако первые же попытки такого рода показали, что невозможно полностью лишить возможности двигаться людей, ко­торые говорят и слушают чьи-то ответы. Мускульная деятельность продолжает оставаться видимой везде, где это еще возможно, и, очевидно, пришлось бы при­клеить пальцы испытуемых к ручкам кресла, чтобы остановить их движения. И при этом нерешенной осталась бы проблема мимики лица и движения глаз.

Эта невозможность исключить движения испытуемого, который говорит сам и слушает другого, стала прежде всего предметом изучения в проведенном нами эксперименте (Rime, Hupet, Schiaratura, Ghysterlinck, готовится к печати). Во­просы, поставленные в самом начале эксперимента по социальному взаимодейст­вию в условиях ограниченной возможности движения, были многочисленны. Во-первых: продолжают ли не приведенные в состояние неподвижности зоны те­ла уже имевшую до того место деятельность в то время, когда индивид мог совер­шенно свободно участвовать во взаимодействии? Или же, напротив, деятельность свободных зон изменяется в условиях ограниченной возможности движений? При осуществлении этой второй альтернативы происходит ли увеличение или уменьшение двигательной деятельности по сравнению с ее первоначальным уровнем в тех же зонах во время свободного взаимодействия, когда движения ни­чем не ограничены? Связаны ли те изменения, которые удалось наблюдать, имен­но со словесным выражением, когда испытуемый кодирует передаваемую инфор­мацию, или они связаны со слушанием партнера, т. е. с декодированием? Что происходит с телесной активностью, когда испытуемому возвращают возмож­ность взаимодействовать с партнером без ограничения движения?

Совершенно очевидно, что первостепенно важный элемент — это кресло, в ко­тором испытуемый мог бы сидеть и с помощью которого возможно было бы огра­ничение движений. Это кресло должно отличаться от медицинского, чтобы избе­жать неприятных ассоциаций и как можно меньше стеснять испытуемого в его нормальном поведении. Кроме того, должна существовать одинаковая возмож­ность использовать это кресло как в условиях свободы движений, так и в услови­ях ограничения движений. Была сделана попытка выполнить первое требование с помощью использования цветного кресла, предназначенного для релаксации, подобного тем, которые обычно используются в домах или садах. Особое внима­ние уделялось цвету и украшению различных аксессуаров, добавляемых к креслу-Второе требование вызвало необходимость сделать съемными и заменяемыми все аксессуары, предназначенные для ограничения движений. Таких аксессуаров бы­ло четыре: 1) подголовник, ограничивающий боковые и вращательные движения головы, движения головы вперед или назад, а также движения плеч; 2) крепле­ния, с помощью которых предплечья фиксировались неподвижно на подлокотни­ках, а также позволявшие неподвижно закрепить руку от кисти до локтя; 3) Д°' щечка (пластина), которая размещалась на коленях и, сжимая их, практически полностью ограничивала любое движение ног (до стопы); 4) крепления, фиксирО' вавшие стопы ног рядом друг с другом на уровне пола. Большая подготовитель-


пая работа позволила приспособить аксессуары настолько, чтобы не вызывать не­приятного ощущения скованности у человека, которого ставили в эти условия.

Эксперимент проводился в форме интервью, которое экспериментатор брал у испытуемых. В эксперименте участвовали разные люди — студенты-волонте­ры, которые проделали эту работу как подготовку испытаний на удобство кресел, предназначенных для эргономических исследований. Им объясняли, что кресло якобы должно послужить для многочисленных экспериментов, имитировавших рабочие позы в различных видах деятельности (вождение самолетов, машин раз­ного рода). Так как эти рабочие позы требовали, в частности, значительного обме­на информацией между людьми, которые их принимали, и другими людьми, экс­периментаторы просили испытуемых стараться удостовериться, что кресла доста­точно комфортабельны для того, чтобы можно было, сидя в них, вести долгий разговор. Чтобы вести этот разговор, экспериментатор просто беседовал с ис­пытуемым о его учебе и жизни в университете. На первом этапе (15 минут) этот разговор шел до прикрепления аксессуаров к креслу. На втором этапе (20 ми­нут) устанавливались аксессуары, ограничивающие движения, а на третьем этапе (15 минут) испытуемые возвращались к первоначальной ситуации. Перед испы­туемым находились две телекамеры, одна из которых давала вид его лица круп­ным планом, а вторая — вид всего тела. В этих условиях эксперимента побывали 13 испытуемых.

Записи невербального поведения были проанализированы в отношении пяти периодов по 5 минут каждый. Первый эпизод был взят из середины начальной фазы разговора, когда испытуемый имел полную свободу движений. Три следую­щих эпизода были взяты соответственно из начала, середины и конца фазы с огра­ничением движений. Наконец, последний эпизод был взят из середины фазы по­сле возвращения свободы движений. Восемь наблюдателей провели такой анализ относительно 13 испытуемых, участвовавших в эксперименте. Полученные дан­ные должны были ответить на основной вопрос, поставленный перед эксперимен­том: если в ходе социального взаимодействия ограничить возможность невербаль­ных проявлений испытуемого, самыми яркими из которых являются движения головы и рук, то каковы будут последствия для остающихся возможностей не-'вербальной деятельности? В проведенном эксперименте во время манипуля­ций оставались свободными пять зон: зоны бровей, глаз, рта, кистей и пальцев Рук, а также корпуса. Результаты анализа показали, что, за исключением корпуса, остальные зоны были затронуты манипуляцией хотя бы в одном виде движений, а чаще — нескольких. Эти эффекты всегда были связаны с ролью человека в про­цессе общения (роль говорящего или слушающего). Так, движения бровей, глаз и кистей рук резко усиливаются во время речевой фазы, как только вступает в дей-ствие.ограничение движений. Усиление этих движений на речевой фазе сохраня­лось в течение всего времени иммобилизации и прекращалось, как только огра­ничения движений снимались. С этого момента все возвращалось к исходному Уровню. Во время фазы слушания, напротив, деятельность названных зон была стабильной в течение всего эксперимента. Что касается зоны рта, то имел место аналогичный эффект в случае, когда испытуемый был в роли слушателя: наблю­далось движение губ типа сжатия.

К этим данным, касающимся невербального поведения испытуемых, подверг­шихся ограничению движений, можно добавить еще один элемент, который отно-


442 Глава 16. Язык и коммуникация


Б. Речь и жест 443



сится к их вербальному поведению. Записи разговоров, проходивших во время эксперимента, были проанализированы с точки зрения содержания, особенно об­разности речи. Выявилось снижение степени образности во время фазы разговора при относительной ограниченности движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: