Описанный выше эксперимент ведет к следующему заключению: во время разго-в°ра люди двигаются. Их движения, по-видимому, не связаны с передачей информации. Вопрос, следовательно, заключается в том, чтобы выяснить, почему чело-веческое тело приходит в движение, когда индивиды вступают в коммуникатив-
440 Глава 16. Язык и коммуникация
Б. Речь и жест 441
ную деятельность. Что произошло бы, если бы можно было заставить человека вести разговор в условиях физической невозможности делать движения, характеризующие экспрессивную деятельность? При подготовке эксперимента, в котором была сделана попытка подойти к решению этого вопроса, мы первоначально хотели сделать испытуемых полностью неподвижными, причем они должны были поддерживать вербальное общение. Однако первые же попытки такого рода показали, что невозможно полностью лишить возможности двигаться людей, которые говорят и слушают чьи-то ответы. Мускульная деятельность продолжает оставаться видимой везде, где это еще возможно, и, очевидно, пришлось бы приклеить пальцы испытуемых к ручкам кресла, чтобы остановить их движения. И при этом нерешенной осталась бы проблема мимики лица и движения глаз.
|
|
Эта невозможность исключить движения испытуемого, который говорит сам и слушает другого, стала прежде всего предметом изучения в проведенном нами эксперименте (Rime, Hupet, Schiaratura, Ghysterlinck, готовится к печати). Вопросы, поставленные в самом начале эксперимента по социальному взаимодействию в условиях ограниченной возможности движения, были многочисленны. Во-первых: продолжают ли не приведенные в состояние неподвижности зоны тела уже имевшую до того место деятельность в то время, когда индивид мог совершенно свободно участвовать во взаимодействии? Или же, напротив, деятельность свободных зон изменяется в условиях ограниченной возможности движений? При осуществлении этой второй альтернативы происходит ли увеличение или уменьшение двигательной деятельности по сравнению с ее первоначальным уровнем в тех же зонах во время свободного взаимодействия, когда движения ничем не ограничены? Связаны ли те изменения, которые удалось наблюдать, именно со словесным выражением, когда испытуемый кодирует передаваемую информацию, или они связаны со слушанием партнера, т. е. с декодированием? Что происходит с телесной активностью, когда испытуемому возвращают возможность взаимодействовать с партнером без ограничения движения?
Совершенно очевидно, что первостепенно важный элемент — это кресло, в котором испытуемый мог бы сидеть и с помощью которого возможно было бы ограничение движений. Это кресло должно отличаться от медицинского, чтобы избежать неприятных ассоциаций и как можно меньше стеснять испытуемого в его нормальном поведении. Кроме того, должна существовать одинаковая возможность использовать это кресло как в условиях свободы движений, так и в условиях ограничения движений. Была сделана попытка выполнить первое требование с помощью использования цветного кресла, предназначенного для релаксации, подобного тем, которые обычно используются в домах или садах. Особое внимание уделялось цвету и украшению различных аксессуаров, добавляемых к креслу-Второе требование вызвало необходимость сделать съемными и заменяемыми все аксессуары, предназначенные для ограничения движений. Таких аксессуаров было четыре: 1) подголовник, ограничивающий боковые и вращательные движения головы, движения головы вперед или назад, а также движения плеч; 2) крепления, с помощью которых предплечья фиксировались неподвижно на подлокотниках, а также позволявшие неподвижно закрепить руку от кисти до локтя; 3) Д°' щечка (пластина), которая размещалась на коленях и, сжимая их, практически полностью ограничивала любое движение ног (до стопы); 4) крепления, фиксирО' вавшие стопы ног рядом друг с другом на уровне пола. Большая подготовитель-
|
|
пая работа позволила приспособить аксессуары настолько, чтобы не вызывать неприятного ощущения скованности у человека, которого ставили в эти условия.
Эксперимент проводился в форме интервью, которое экспериментатор брал у испытуемых. В эксперименте участвовали разные люди — студенты-волонтеры, которые проделали эту работу как подготовку испытаний на удобство кресел, предназначенных для эргономических исследований. Им объясняли, что кресло якобы должно послужить для многочисленных экспериментов, имитировавших рабочие позы в различных видах деятельности (вождение самолетов, машин разного рода). Так как эти рабочие позы требовали, в частности, значительного обмена информацией между людьми, которые их принимали, и другими людьми, экспериментаторы просили испытуемых стараться удостовериться, что кресла достаточно комфортабельны для того, чтобы можно было, сидя в них, вести долгий разговор. Чтобы вести этот разговор, экспериментатор просто беседовал с испытуемым о его учебе и жизни в университете. На первом этапе (15 минут) этот разговор шел до прикрепления аксессуаров к креслу. На втором этапе (20 минут) устанавливались аксессуары, ограничивающие движения, а на третьем этапе (15 минут) испытуемые возвращались к первоначальной ситуации. Перед испытуемым находились две телекамеры, одна из которых давала вид его лица крупным планом, а вторая — вид всего тела. В этих условиях эксперимента побывали 13 испытуемых.
Записи невербального поведения были проанализированы в отношении пяти периодов по 5 минут каждый. Первый эпизод был взят из середины начальной фазы разговора, когда испытуемый имел полную свободу движений. Три следующих эпизода были взяты соответственно из начала, середины и конца фазы с ограничением движений. Наконец, последний эпизод был взят из середины фазы после возвращения свободы движений. Восемь наблюдателей провели такой анализ относительно 13 испытуемых, участвовавших в эксперименте. Полученные данные должны были ответить на основной вопрос, поставленный перед экспериментом: если в ходе социального взаимодействия ограничить возможность невербальных проявлений испытуемого, самыми яркими из которых являются движения головы и рук, то каковы будут последствия для остающихся возможностей не-'вербальной деятельности? В проведенном эксперименте во время манипуляций оставались свободными пять зон: зоны бровей, глаз, рта, кистей и пальцев Рук, а также корпуса. Результаты анализа показали, что, за исключением корпуса, остальные зоны были затронуты манипуляцией хотя бы в одном виде движений, а чаще — нескольких. Эти эффекты всегда были связаны с ролью человека в процессе общения (роль говорящего или слушающего). Так, движения бровей, глаз и кистей рук резко усиливаются во время речевой фазы, как только вступает в дей-ствие.ограничение движений. Усиление этих движений на речевой фазе сохранялось в течение всего времени иммобилизации и прекращалось, как только ограничения движений снимались. С этого момента все возвращалось к исходному Уровню. Во время фазы слушания, напротив, деятельность названных зон была стабильной в течение всего эксперимента. Что касается зоны рта, то имел место аналогичный эффект в случае, когда испытуемый был в роли слушателя: наблюдалось движение губ типа сжатия.
|
|
К этим данным, касающимся невербального поведения испытуемых, подвергшихся ограничению движений, можно добавить еще один элемент, который отно-
442 Глава 16. Язык и коммуникация
Б. Речь и жест 443
сится к их вербальному поведению. Записи разговоров, проходивших во время эксперимента, были проанализированы с точки зрения содержания, особенно образности речи. Выявилось снижение степени образности во время фазы разговора при относительной ограниченности движений.