Методики изучения индивидуально-психологических особенностей личности

Вариант 1. ТЕСТ-ОПРОСНИК ОПИСАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ РЕЙЗАСА

Цель: Определение уровня уверенности в себе.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: укажите с помощью приведенного здесь кода, насколько каждое из следующих утверждений характеризует или описывает вас.

+3 очень характерно для меня, описание очень верное.

+2 довольно характерно для меня, описание довольно верное.

+1 в какой-то мере характерно для меня, описание скорее верное.

-1 в какой-то мере не характерно для меня, описание скорее не верное.

-2 довольно не характерно для меня, описание довольно не верное.

-3 совсем не характерно для меня, описание совсем не верное.

Общую оценку получают путем сложения баллов по всем пунктам, изменив знаки ответов на вопросы (Х).

1. Большинство людей, по-видимому, агрессивней и уверенней в себе, чем я. (Х)

2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидание из-за своей застенчивости.(Х)

3. Когда подаваемая еда в ресторане меня не удовлетворяет, я не жалуюсь на это официанту или официантке.

4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили. (Х)

5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему нет. (Х)

6. Когда меня просят что-либо сделать, я настаиваю на знании необходимости этого.

7. Бывают случаи, когда ищу сильный довод.

8. Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей.

9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах. (Х)

10. Я получаю удовольствие, завязывая разговор с новыми знакомыми и посторонними.

11. Я часто не знаю что сказать людям противоположного пола, которые кажутся мне привлекательными. (Х)

12. Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить по телефону в учреждения или организации. (Х)

13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить в колледж, чем пройти через собеседование. (Х)

14. Я стесняюсь возвратить покупку. (Х)

15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение. (Х)

16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым. (Х)

17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и меня начнет трясти. (Х)

18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения.

19. Я избегаю спорить с продавцами о цене. (Х)

20. Когда я сделаю что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.

21. Я откровенен и искренен в своих чувствах.

22. Если кто-то распространяет обо мне сплетни, я стремлюсь быстрее найти его, чтоб поговорить об этом.

23. Мне часто трудно сказать нет. (Х)

24. Я склонен сдерживать проявление своих эмоций, а не устраивать сцены. (Х)

25. Я жалуюсь на плохое обслуживание в ресторане и других местах.

26. Когда мне делают комплемент, я иногда не знаю что сказать в ответ. (Х)

27. Если в театре или на лекции рядом со мной люди громко разговаривают, я прошу говорить их потише или беседовать в другом месте.

28. Тот, кто пытается пролезть в очередь впереди меня, может быть уверен, что получит отпор.

29. Я быстро высказываю свое мнение.

30. Бываю случаи, когда я просто ничего не могу сказать. (Х)

Комментарий:

+90 0 -90

Неуверенность в себе Уверенность в себе Агрессивность

Рис.1. Определение уверенности в себе по Рейзасу

Опросник направлен в первую очередь на самосознание своего поведения, а не на выяснение каких-либо общих характеристик личности.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов уверенности учащегося.

Вариант 2. методика изучения Направленности личности

Для характеристики направленности личности в целом наиболее существенное значение имеет ее отношение к себе, к обществу и выполняемой деятельности. В связи с этим выделяются три основных вида направленности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность (направленность на себя – НС) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других людей.

Направленность на взаимные действия (ВД). Она имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания; нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремиться сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Таким образом, направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Установлено, что лица с направленностью на себя (НС) имеют такие черты характера:

Ø больше заняты собой, своими чувствами и проблемами;

Ø делают необоснованные и поспешные выводы и предложения о других людях, так же ведут себя в дискуссиях;

Ø пытаются навязать свою волю группе;

Ø окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

Ø нельзя понять, любят ли они других людей;

Ø не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать.

Лица снаправленностью на взаимные действия (ВД):

Ø избегают прямого решения проблем;

Ø уступают давлению группы;

Ø не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

Ø не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;

Ø не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

Ø не помогают отдельным членам группы выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели.

Лица сделовой направленностью (НЗ):

Ø помогают отдельным членам группы выражать свои мыли;

Ø поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

Ø помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;

Ø легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

Ø могут составлять хорошие отчеты;

Ø берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

Ø работают интенсивно;

Ø правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда промолчать;

Ø в их присутствии все чувствуют себя свободно и непринужденно;

Ø не уклоняются от непосредственного решения проблем.

Данная анкета основана на словесных реакциях испытуемого в предлагаемых ситуациях, связанных с работой и участием в ней других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения или вознаграждения он предпочитает.

Цель: Определение симптомокомплекса направленности личности

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция:«Прочтите каждое утверждение. В бланке для ответов в графе ОА обведите кружком букву А, Б или В того утверждения, которое максимально соответствует Вашему мнению. На каждый вопрос дать только один ответ. Не думайте слишком долго над вопросами: первый выбор обычно бывает самым лучшим».

Текст опросника

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А. оценка работы;

В. сознание того, что работа выполнена хорошо;

С. сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. тренером, который разрабатывает тактику игры;

В. известным игроком;

С. выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. имеют индивидуальный подход;

В. увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

С. создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся (студенты) оценивают как самых плохих, тех преподавателей, которые:

А. не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

В. вызывают у всех дух соревнования;

С. производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

А. помогают другим, когда для этого предоставляется случай;

В. всегда верны и надежны;

С. интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А. с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В. которые могут больше чем я;

С. на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

А. кто добился жизненного успеха;

В. может сильно любить;

С. отличается доброжелательностью и дружелюбием.

8.Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. научным работником;

В. начальником отдела;

С. опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А. игры с друзьями;

В. успехи в делах;

С. когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравиться, когда я:

А. встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

В. когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

С. когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна заключаться в:

А. подготовке учеников к работе по специальности;

В. развитии индивидуальных способностей и самодеятельности;

С. воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. недемократическая система;

В. человек теряет индивидуальность в общей массе;

С. невозможно проявление собственной инициативы.

13.Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. для общения с друзьями;

В. для любимых дел и самообразования;

С. для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. работаю с симпатичными людьми;

В. у меня есть работа, которая меня удовлетворяет;

С. мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А. другие ценят меня;

В. чувствую удовлетворение от выполнения работы;

С. приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. отметили дело, которое я выполнил;

В. похвалили меня за мою работу;

С. сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

А. имел ко мне индивидуальный подход;

В. стимулировал меня на более интенсивный труд;

С. вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. оскорбление личного достоинства;

В. неуспех при выполнении важной задачи;

С. потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. личный успех;

В. общую работу;

С. практические результаты.

20. Очень мало людей, которые:

А. действительно радуются выполненной работе;

В. с удовольствием работают в коллективе;

С. выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. ссоры и споры;

В. отметание всего нового;

С. людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. чтобы окружающие считали меня своим другом;

В. помогать другим в общем деле;

С. вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. требовательно;

В. пользуется авторитетом;

С. доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. чтобы решения принимались коллективно;

В. самостоятельно работать над решением проблемы;

С. чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. об искусстве хорошо уживаться с людьми;

В. о жизни известного человека;

С. типа "Сделай сам".

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. дирижером;

В. солистом;

С. композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. смотря детективные фильмы;

В. в развлечениях с друзьями;

С. занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. выдумал интересный конкурс;

В. выиграл в конкурсе;

С. организовал конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

А. что я хочу сделать;

В. как достичь цели;

С. как привлечь других и к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. другие были довольны им;

В. выполнять, прежде всего, свою задачу;

С. не нужно было его укорять за работу.

Ключ

При обработке ответов необходимо посчитать количество зачеркнутых букв поочередно в первом (показатель направленности на себя), втором (показатель направленности на взаимодействие) и третьем столбце (показатель направленности на задачу). Из трех показателей выбрать тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. На основании этого делается вывод о преобладающей направленности личности.

Однако все три вида направленности личности не разделяются строго, а всегда сочетаются. Поэтому для определения доминирующего вида направленности необходимо сравнить между собой полученные в результате исследования показатели направленности НС, ВД и НЗ. Наибольшая цифра покажет, какой вид направленности преобладает у испытуемого. Затем отмечают последовательность выраженности оставшихся двух видов направленности. Диапазон индивидуальных различий направленности может быть весьма широк.

№№ вопросов Ключ
Направленность на:
себя (НС) взаимодействие (ВД) задачу (НЗ)
1. А С В
2. В С А
3. А С В
4. А В С
5. В А С
6. С А В
7. А С В
8. С В А
9. С А В
10. С В А
11. В С А
12. В А С
13. С А В
14. С А В
15. А С В
16. В С А
17. А С В
18. А С В
19. А В С
20. С В А
21. С А В
22. С А В
№№ вопросов Ключ
Направленность на:
себя (НС) взаимодействие (ВД) себя (НС)
23. В С А
24. С А В
25. В А С
26. В А С
27. А В С
28. В С А
29. А С В
30. С А В

По результатам проведенного тестирования сформулируйте выводы об особенностях направленности личности учащихся.

Вариант 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

Материал и оборудование: тест-опросник Г. Айзенка, состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, который представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов "Да" или "Нет".

Инструкция: "Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо "Да", либо "Нет". Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа".

Опросник

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?

15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда совсем вялы?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих.знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же?

23. Вас часто беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Вам часто снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ. Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.

Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

Ответ "Нет" на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла.

По мнению Г. Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.

Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.

Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

0_________6__________12__________18__________24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: