Методики исследования психологических особенностей познавательных процессов

Вариант1. ТЕСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА И ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ

Тест основан на функциональной ассиметрии правого и левого полушарий головного мозга. Ученые установили, что между полушариями головного мозга человека имеется четкое "разделение труда" и они отвечают за разные функции организма. Если ведущим является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера, если левое - то аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью (конкретно-образный или абстрактно-логический) и т.д.

Данный тест основан на ведущей роли одного из полушарий у каждого человека. В нем использованы четыре признака, которые являются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Результаты четырех исследований следует обозначить буквами П (правый) и Л (левый).

Цель: диагностика функциональной специализации полушарий головного мозга человека и преобладающего типа мышления

Необходимые материалы: лист бумаги с вырезанным в нем отверстием.

Инструкция

1.Переплетите пальцы рук и Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый - Вы человек эмоциональный, правый - у Вас преобладает аналитический склад ума.

2.Возьмите ручку или карандаш и попробуйте прицелиться, выбрав мишень и глядя на нее двумя глазами через кончик ручки или карандаша. Иногда удобно "прицеливаться сквозь дырочку в листе бумаги. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий и наоборот (т.е., если зажмурить ведущий глаз, то мишень смещается относительно "мушки", если же зажмурить не ведущий глаз, то мишень не смещается или смещается мало).

Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.

3.Переплетите руки на груди (поза Наполеона), если наверху оказывается левая рука, то Вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и добродушию.

4.Аплодисменты: если удобнее аплодируя хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - Вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Ключ

В результате четырех исследований у Вас получится последовательность из четырех букв (одно из 16 возможных сочетаний), которому соответствует описание - психологический минипортрет. Не забывайте, что каждый человек - индивидуальность, и реальный портрет будет все же отличаться в чем-то от описания. Нужно помнить, что не бывает плохих характеров, бывают лишь хуже или лучше воспитанные люди.

ПППП - для Вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ - определяющая черта Вашего характера - нерешительность.

ППЛП - для Вас характерны решительность, чувство юмор? артистизм, кокетство, при общении с Вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Встречается чаще у женщин.

ППЛЛ - редкий тип характера, близок к предыдущему, не мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительно (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность. Чаще встречается у женщин - тип деловой" женщины.

ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели та­кого характера беззащитны, подвержены различному влиянию встречается, как правило, у женщин.

ЛППП - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддаетесь чужому влиянию и это позволяет приспосабли­ваться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходитесь с людьми.

ЛППЛ - для Вас характерны мягкость, наивность, требует особого, внимательного отношения к себе - тип маленькой королевы".

ЛЛПП - Вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ - В вашем характере преобладает простодушие, мяг­кость, доверчивость. Очень редкий тип. У мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - Вы эмоциональный, энергичный и решительный чело­век, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серь­езные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной меха­низм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ - у Вас антиконсервативный тип характера. Вы способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.

ЛПЛП - самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время Вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.

ЛПЛП - очень похожий на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели тако­го характера - люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе но­вых друзей.

ПЛЛП - у Вас легкий характер, Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако Вы часто меняете свои увлечения.

ПЛЛЛ - Вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает Вам ус­пешно решать сложные задачи. Обычно Вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестоким, когда доходит до де­ла.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях функциональной специализации головного мозга испытуемого.

Вариант 2. Методика «Пиктограмма»

Цель: диагностика ведущего типа мышления, уровня развития опосредованного запоминания

Необходимые материалы: список слов-раздражителей, протокол эксперимента, таблица "Организация ассоциаций".

Инструкция.

Испытуемому предварительно дается следующее разъяснение:

Услышанные Вами понятия необходимо будет воспроизвести после того, как они будут прочитаны. Чтобы облегчить процесс воспроизведения, к каждому слову необходимо сделать рисунок. Вы должны изобразить то, что вызывало у Вас данное слово по ассоциации.

Например, на слово "книга" у Вас может появиться образ конкретной книги (рисунок открытой или закрытой книги); может возникнуть образ памятника первому книгопечатнику Федорову, может быть зрительное представление слова "книга" на английском языке (вы его записываете); может возникнуть мысль "Книга – источник знаний" (запишите его); может возникнуть представление восходящей кривой как символ растущих с помощью книг знаний (зарисуйте кривую).

Если ассоциация не возникла, поставьте прочерк.

На каждое из названных понятий фиксируйте именно первую мысль, первый образ. Качество рисунка значения не имеет. Время, отводимое на каждый рисунок – 30 секунд. Участник эксперимента получает протокол эксперимента:

Протокол эксперимента № ______

№№ Изображение понятия (рисунок) Воспроизведение
1.    
2.    
:    
:    
20.    

Раздражители (слова и словосочетания)

1. Развитие 11. Психология
2. Ритм 12. Приятный голос
3. Тяжелая работа 13. Ярость
4. Жизнь 14. Абсурд
5. Страшная ночь 15. Ядовитый вопрос
6. Смелый поступок 16. Власть
7. Покой 17. Зависть
8. Скучный день 18. Яркое впечатление
9. Гордость 19. Подозрительность
10. Строгая учительница 20. Ремонт часов

После окончания зарисовок испытуемый должен воспроизвести слова и словосочетания и занести в их графу протокола "Воспроизведение". По окончании работы экспериментатор вновь зачитывает слова-раздражители, а испытуемый отмечают свои ошибки и неточности в графе "Воспроизведение".

Обработка данных: Ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать по содержанию и разнести в таблицу "Организация ассоциаций".

Понятие Образ-предмет Образ-символ Образ-схема Образ-слово Мысль без образа Ассоциация не возникла
1. Развитие            
2. Ритм            
:            
:            
20 Ремонт часов            
Итого:            

Если слово-раздражитель, например, "покой" вызывает образ человека сидящего, лежащего, спящего, то эта ассоциация заносится в графу "образ-предмет". Если слово-раздражитель, например, "книга" вызывает образ памятника первопечатнику, то эта ассоциация заносится в графу образ-символ", если же возникает зрительное представление в виде написанного слова "книга" или перевода этого слова на иностранный язык, такие ассоциации заносятся в графу "образ-слово". Если слово-раздражитель, например, "развитие" вызывает образ спирали или кривой развития, то эта ассоциация заносится в графу "образ-схема". Если слово-раздражитель "вежливость" вызывает мысль: "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость", то эта ассоциация заносится в графу "мысль без образа".

Анализ и интерпретация результатов

Анализ характера изображений: Анализ качества: Определение уровня опосредованного запоминания
если рисунок - условное изображение понятия, заключенного в слове, есть применение символики, то имеется тенденция к абстрактному мышлению; если изображение менее общее по сравнению с заданным, то имеется тенденция к конкретно-образному мышлению. На конкретные понятия легче формируются образы предметов. Чем отвлеченнее понятие, тем чаще оно иллюстрируется схемой, символом или мыслью о содержании понятия без зрительного образа. Тенденция к сужению объема понятия в рисунке свидетельствует о склонности к конкретному мышлению. бедность или богатство ассоциаций, разнообразие их; простота-усложненность соединений; стереотипность или оригинальность ассоциаций; мера эмоциональной насыщенности (живые, образные или бедные, схематические ассоциации). быстрота возникновения ассоциаций; Преобладание ассоциаций типа "образ-предмет" и "образ-символ" свидетельствуют о преобладании конкретно-образного мышления и о доминировании 1-й сигнальной системы. Преобладание ассоциаций типа "мысль без образа", "образ-слово", "образ-схема" свидетельствуют о наличии абстрактно-логического мышления и о доминировании 2-й сигнальной системы. подсчет количества правильно воспроизведенных слов Опосредование облегчает запоминание. Если смысловая память опирается на конкретные, самостоятельно найденные образы, то зрительные образы помогают воспроизведению.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях ведущего типа мышления, уровня развития опосредованного запоминания у учащихся.

Вариант 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ

Цель исследования: определить уровень избирательности внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Процедура исследования: Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"»

Тестовый бланк выглядит следующим образом:

Испытуемый:
Тест
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Ключ

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более   I низкий
240-249   I низкий
230-239   I низкий
220-229   I низкий
210-119   I низкий
200-209   I низкий
190-199   I низкий
180-189   II средний
170-179   II средний
160-169   II средний
150-159   II средний
140-149   II средний
130-139   II средний
120-129   II средний
110-119   III высокий
100-109   III высокий
90-99   III высокий
80-89   III высокий
70-79   III высокий
60-69   III высокий
Менее 60   IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития внимания учащихся.

Вариант 4. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ

Цель: диагностика особенностей произвольного внимания

Необходимые материалы: бланки с числами, контрольные листки, рисунок с изображением 25 геометрических фигур, расположенных в произвольном порядке (квадрат, треугольник, ромб, круг).

Опыт 1. Тест отыскания чисел (Изучение особенностей произвольного внимания).

Задание 1. Инструкция: Перед Вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел - значит 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном листке записывайте в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск числа считается ошибкой). Исправления не допускаются. Учитывается количество правильно записанных чисел до первой ошибки.

Задание 2. Инструкция: Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице (бланк на котором числа от 1 до 70). Время – 4 мин. Перед Вами ставится задача непременно улучшить результат.

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Оценка выполнения задания осуществляется по таблице

Оценка в баллах Высокие показатели Средние показали Низкие показатели
                 
Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления) из 40 знаков     12-13 10-11 8-9 6-7      
Количество правильных ответов из 70 знаков     15-16 13-14 10-12 8-9 6-7    

Ключ

Задание 1: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.

Задание 2: 3, 5, 9, 10, 11, 15, 20, 24, 25, 30, 33, 37, 38, 44, 47, 48, 52, 54, 58, 62, 67.

14 чисел – высокий результат; 11-13 чисел – средний; менее 11 – низкий.

Ухудшение результата во 2 задании говорит о недостаточной эмоциональной устойчивости.

Опыт 2. Изучение уровня быстроты и внимания в работе.

Инструкция: рассмотрите образец с цифрами, запомните. Как можно быстрее впишите, не пропуская цифры в геометрические фигуры на рисунке

       
   
 
 


Ключ

25 фигур за 30 секунд и менее – отличный результат;

30 – 35 секунд – хороший;

36-40 секунд – средний;

41 секунд и более – низкий.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития внимания учащихся.

Вариант 5. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ

Цель: Диагностика особенностей зрительной и осмысленной памяти.

Необходимые материалы: таблица с числами, список пар слов-раздражителей.

Опыт 1. Методика «Память на числа»(оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности).

Инструкция. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с. запомнить как можно больше чисел. Затем таблицу уберут, и вы должны записать те числа, которые запомнили.

Оценка производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

       
       
       

Опыт 2. Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»

Задание 1.

Пары логически связанных слов раздражителей:

Кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Инструкция. Вам будут зачитаны слова. Нужно запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочтет только первое слово из пары, а студент должен записать второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят «+», если нет – «–».

Задание 2.

Пары слов раздражителей, не имеющих смысловой связи:

Жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салочки – завод, рыба – пожар, топор – кисель.

Инструкция та же.

После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов из каждой серии и испытуемый отвечает на вопросы:

«Почему хуже запомнились слова опыта 2? Пытались ли Вы установить связь между словами опыта 2?».

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития зрительной и осмысленной памяти учащихся.

Вариант 6. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: изучение особенностей развития логического мышления и скорости мыслительных процессов.

Необходимые материалы: таблица с числовыми рядами, список слов с пропущенными буквами, часы с секундной стрелкой.

Опыт 1. Изучение логических закономерностей.

Инструкция. Испытуемому предъявляют числовые ряды. Их необходимо проанализировать и установить закономерности построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время выполнения заданий фиксируется.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

время ошибки баллы Уровень развития логического мышления
2 мин и менее     Очень высокий уровень
2 мин. 10 сек. – 4 мин. 30 сек.     Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35 сек – 9 мин. 50 сек.   3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 сек – 9 мин. 50 сек.     Средняя норма
4 мин 35 сек – 9 мин. 50 сек. 2-3 3- Низкая норма
2 мин. 10 сек. – 15 мин. 4-5   Ниже среднего уровня
10 мин. – 15 мин. 0-3 2+ Низкая скорость мышления, тугодум
Более 10 мин. Более 5   Дефект логического мышления (объем обучения – в объеме начальной школы или высокое переутомление)

Опыт 2. Определение скорости протекания мыслительных процессов (быстрота ума).

Инструкция: вам необходимо как можно быстрее вписать пропущенные буквы в предложенные группы слов-существительных. Время фиксируется.

и – ра д-р-во п-л-а с-я-о-ть
г – ра з-м-к о-р-ч к-с-а-ник
п – ле к-м-нь к-р-он у-и-е-ь
к – са с-р-й з-р-о а-е-ь-ин
т – ло н-в-д в-с-ок с-а-ц-я
п – ля х-л-д с-г-об ч-р-и-а
с – жа к-з-л в-т-а к-п-с-а
д – ша з-л-нь п-д-ак т-у-о-ть
р – ка т-л-га б-л-он к-н-о-а

Ключ

Интерпретация: хорошие результаты, если первый набор слов выполнен за 10-15 секунд (каждый неверный ответ добавляет 5 секунд); второй, третий наборы слов – от одной до полутора минут (неверный ответ - 30 секунд); четвертый набор слов – 6 – 7 минут (неверный ответ 1минута).

Если на все задание потрачено не более 10 минут – это хороший результат.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития мышления у учащихся.

Вариант 7. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ

Цель: изучение особенностей развития операций мышления.

Необходимые материалы: список пар слов для сравнения, списки 20 рядов слов для обобщения.

Опыт 1. Определение уровня развития операций анализа и сравнения.

Инструкция: Сравните два предмета и на листе бумаги запишите как можно больше черт сходства и различия между ними. Общее время выполнения 10 минут.

Предметы для сравнения: гвоздь и ручка; корова и лошадь; книга и тетрадь.

Интерпретация: если количество черт сходства и различия больше 20 – отличный результат; 10 – 15 черт – хороший; менее 10 черт – удовлетворительно; менее 5 – неудовлетворительно.

Опыт 2. Определение уровня развития умения обобщать.

Задание 1.

Инструкция: Самое широкое понятие выделено заглавными буквами. Рассмотрите список понятий в ряду и выберите то, без которого существование основного невозможно. Например, сад может существовать без растений (они погибли, их еще не посадили), без садовника (заброшенный сад) и т.д., но не может без…? Общее время выполнения 5 минут.

Список слов.

1. САД: растение садовник собака забор земля

2. РЕКА: рыболов берег рыба тина вода

3. ГОРОД: автомобиль здание толпа улица цветы

4. САРАЙ: сеновал лошадь крыша стены скот

5. КУБ: сторона чертеж камень дерево углы

6. ДЕЛЕНИЕ: карандаш делитель бумага делимое класс

7. КОЛЬЦО: округлость печать диаметр алмаз проба

8. ЧТЕНИЕ: картина текст глаза книга слово

9. ГАЗЕТА: телеграмма приложение редактор бумага правда

10.ИГРА: наказание правила штрафы игроки карта

11.ВОЙНА: аэроплан сражение солдаты пушки ружья

12.КНИГА: рисунки бумага любовь война текст

13.ПЕНИЕ: искусство мелодия овация голос звон

14.ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ: колебание почвы смерть пожар беда шум

15.БИБЛИОТЕКА: читатели лекция музыка город книги

16. ЛЕС: охотник яблоня дерево лист звери

17.СПОРТ: состязание оркестр медаль стадион спортсмены

18.БОЛЬНИЦА: больные помещение радио сад врачи

19.ЛЮБОВЬ: природа чувства город человек розы

20.ПАТРИОТИЗМ: человек друзья город родина семья.

Ключ.

15 и более правильных ответов – хороший результат,14-9 – средний, 8 и менее – низкий.

Задание 2.

Инструкция: В каждом ряду 5 слов, 4 слова объединены общим понятием, одно не подходит. Необходимо определить неподходящее слово, записать в тетрадь. Общее время выполнения 5 минут.

Список слов.

1. Василий Федор Семен Иванов Петр

2. Изношенный маленький дряхлый старый ветхий

3. Постепенно торопливо поспешно скоро быстро

4. Лист почва кора чешуя сук

5. Ненавидеть негодовать возмущаться презирать понимать

6. Темный светлый голубой яркий тусклый

7. Гнездо нора курятник сторожка берлога

8. Поражение волнение неудача провал крах

9. Спокойствие неудача выигрыш успех удача

10. Землетрясение нападение грабеж кража поджог

11. Простокваша молоко сметана сыр сало

12. Глубокий низкий светлый высокий горький

13. Хата печь дом хлев будка

14. Береза сирень сосна дуб ель

15. Секунда вечер неделя час год

16. Решительный отважный храбрый смелый злой

17. Рейсфедер фломастер карандаш чернила ручка

18. Баскетбол бадминтон гандбол футбол хоккей

19. Енисей Обь Печора Лена Волга

20. Объяснение наблюдение задание беседа лекция.

Ключ.

15 и более правильных ответов – хороший результат,14-9 – средний, 8 и менее – низкий.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития операций мышления у учащихся.

Вариант 8. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ

Цель: Определение особенностей развития воображения.

Необходимые материалы: наборы слов-раздражителей, текст начала рассказа,

Опыт 1. Определение ведущего типа воображения.

Инструкция: Прослушайте слово – раздражитель, представьте себе как можно более ярко соответствующий образ. Оцените его следующим образом:

0 – представление полностью отсутствует,

1 –представление слабое,

2 – сильное,

3 –очень сильное.

Ø Зрительные представления.

Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

Ø Слуховые представления.

Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук автомобиля. Голос классного руководителя.

Ø Осязательные представления.

Бархатная ткань. Прикосновение льда. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

Ø Обонятельные представления.

Запах земляники, лука, черемухи, бензина, мяты, духов.

Ø Двигательные представления.

Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

Ключ

Посчитайте полученные баллы по каждому типу воображения, вычислите среднее арифметическое. Проранжируйте типы воображения по баллам и определите наиболее и наименее развитые.

Опыт 2. Определение особенностей развития творческого воображения.

Инструкция: Составьте возможно большее число предложений, в каждое из которых включите заданные слова (в любом падеже).

Наборы слов:

А). ветер, вода, кино; Б). машина, сыр, кино;

В). яблоко, пожар, ярость; Г). товар, деньги.

Ключ

За каждое новое предложение – 2 балла, оригинальное – 4 балла. Повтор мысли – 1 балл. Определите, каких предложений больше составил испытуемый.

Опыт 3. Определение уровня развития творческого воображения.

Инструкция испытуемым:

Прослушайте начало рассказа, придумайте к нему окончание

Рассказ

Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На автобусной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они тихо о чем-то разговаривали. Вдруг…

Ключ

Экспериментатору необходимо дать заключение о творческом воображении испытуемого на основе анализа рассказа по следующим критериям:

а) яркость и оригинальность образов;

б) необычность в повороте сюжета;

в) неожиданность концовки; законченность сюжета.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития воображения у учащихся.

Вариант 9. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ВЕДУЩЕГО ТИПА ПАМЯТИ

Цель: исследовать особенности концентрация, объема внимания и кратковременной памяти, а также преобладающего типа памяти.

Необходимые материалы: рисунок, состоящий из 6 квадратов, внутри которых изображены кружочки; карточки с рядом слов, чисел, с фигурами, нарисованными в десяти квадратах.

Опыт 1. Изучение особенностей концентрация, объема внимания и кратковременной памяти

Инструкция: в течение одной минуты рассматривать и запоминать рисунок, затем воспроизвести на бумаге.


О

Ключ

Учитывается количество правильно расположенных кружочков, за который присваивается один балл. 35 баллов – очень высокий уровень развития концентрации, объема внимания и кратковременной памяти; 30-34 – высокий; 25-29 – средний; менее 25 – низкий.

Опыт 2. Выявление преобладающего типа памяти.

Слуховая память.

Инструкция: прослушайте, запомните и воспроизведите

а) ряд слов (сено, терпение, очки, рек, тетрадь, закон, фантазия, ложка, птица, огонь);

б) ряд чисел (43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46).

Зрительная память.

Инструкция: рассмотрите в течение 10 сек. предъявленные карточки, запомните и воспроизведите

а) ряд слов (стрекоза, пулемет, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тачка, журнал, малина);

б) ряд чисел (34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39);

в) фигуры, вписанные в 10 квадратов.

 
 


Комбинированная память.

Инструкция: читать вслух на карточках и одновременно записывать в воздухе рукой, а затем воспроизвести на бумаге

а) слова (берег, собака, парта, сапоги, сковородка, роща, гриб, морковь, книга, самовар);

б) числа (84, 72, 15, 44, 83, 37, 6, 18, 56, 47).

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития внимания и памяти у учащихся.

Вариант 10. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(Е.П. ТОРРЕНС)

Задание "Необычное использование"

Цель: диагностика особенностей вербальной креативности.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция. Перечислите письменно как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного.

Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты? Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?

Время выполнения субтеста - 10 мин. Время засекается после прочтения инструкции.

Ключ.

Результаты теста оцениваются в баллах.

Показатели:

· Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ - один балл.

· Гибкость - число классов (категорий) ответов. (Все ответы относят к разным классам. Например, сделать из газеты шапку, корабль, игрушку – создание поделок, игрушек).

Основные категории ответов.

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать…)

2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои…)

3. Использование в качестве постилок (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, постелить под ноги при окраске потолка…)

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы…)

5. Использование для животных (постилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой…)

6. Использование как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага…)

7. Использование как орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты…)

8. Переработка (сдать в макулатуру...)

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, программу ТВ…)

10. Использование как покрытие сверху (укрываться от дождя. Прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца…)

11. Сжигание (растопка, разжигание костра, сделать факел…)

12. Создание поделок, игрушек (сд6лать корабль, шапку, папье-маше…)

Следует приписать каждому ответу номер категории из списки. Если несколько ответов относятся к одной категории, учитывать одну категорию один раз. Затем следует посчитать число использованных категорий (от 1 до 12, если не появятся ответы к новым, которых нет в списке). За одну категорию, в том числе за новую, дается по 3 балла. Однако прежде, чем присвоить новую категорию ответу, нужно внимательно соотнести ответ со списком.

· Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. За него – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Адекватные, уместные ответы – следует исключать из числа оригинальных те ответы, которые упоминались в инструкции – очевидные способы использования: читать, узнавать новости, помимо специально оговоренных в категории 1. Исключать надо только самые очевидные, по сути вышеприведенные. Кроме того, исключаются повторяющиеся, дублирующие друг друга ответы.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях вербальной креативности у учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: