Теоретический обзор. Становление человека как личности происходит в условиях социальной среды, образованной разнообразными группами

Становление человека как личности происходит в условиях социальной среды, образованной разнообразными группами. Эти группы, в зависимости от их типа, уровня развития, значимости и характера, отношений в них, оказывают влияние на поведение человека, выполняя самые разные функции в его жизни: обучающую, развивающую, функции общения, психологической поддержки, защиты и др. Выполнение этих функций группой удовлетворяет потребности ее членов в позитивном росте, общении, ощущении своей личностной состоятельности и уникальности, самоутверждении и т. д. Следование групповым нормам обеспечивает человеку возможность включения и поддержания межличностных отношений.

Группа может развиваться в двух направлениях: положительном общественно ценном и отрицательном антиобщественном. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т. е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Универсальным принципом психического оформления общности является формирование “Мы-чувства”.

Выделяют следующие виды общностей

Ø большие, средние и малые группы;

Ø условные и реальные;

Ø официальные (т.е. те, в которых положение и поведение членов группы юридически строго определены) и неофициальные;

Ø референтные (эталонные, реальные или воображаемые группы, на признание которых претендует личность и чьи нормы поведения она принимает в качестве образца поведения).

Малые группы обладают важными в социально-психологическом отношении объединяющими людей особенностями: непосредственными контактами (визуальным, информационным, эмоциональным), общностью побуждений (целей, интересов, потребностей, планов, мотивов), общей деятельностью (образом жизни, поведения, действий). Важной в психологическом отношении особенностью малой группы, отличающей ее от других по численности групп, является то, что общественные отношения выступают в ней в форме непосредственных личных контактов, опосредованных совместной деятельностью. Каждый человек обязательно является членом какой-то малой группы и практически всегда — нескольких разных групп.

Самое высокое положение в иерархии группы занимает лидер. Лидерство — процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. В настоящее время многие авторы рассматривают лидера как члена группы, обладающего наибольшим влиянием, наиболее полно воплощающего в своей активности групповые ценности, получая взамен наиболее высокий статус и возможность максимального влияния на ее жизнь.

Лидер проявляет более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство и изъявляют готовность добровольно подчиняться лидеру. Лидерство — явление групповое, поскольку в одиночку лидер немыслим. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Конфликты в учебных группах часто результат сложных межличностных отношений учащихся и непростых отношений с педагогами. Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе — мотивационные конфликты и связаны они с отношением к учебе. Во второй группе — конфликты, связанные с периодом окончания учебного заведения и выбором будущей профессии или разочарованием в уже сделанном выборе. Третья группа педагогических конфликтов — конфликты взаимодействий учащихся между собой, педагогом и воспитанником.

Понимание социальных процессов и их динамики, причин и последствий требуется для решения широкого круга воспитательных задач. Знание особенностей группы и ее влияния на поведение конкретной личности, ориентировка в системе межличностных отношений являются необходимыми в профессиональной деятельности педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: