Теоретический обзор. Одна из важнейших потребностей человека – познавательная

Одна из важнейших потребностей человека – познавательная. Она лежит в основе познавательной деятельности человека. Человек познает природу, общество, самого себя. Суть познавательной деятельности – адекватное воспроизведение действительности. Результат – появление нового знания. Познавательная деятельность неразрывно связана с работой сознания, с эмоциями, волей, памятью, мышлением. Знания нужны человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности, для получения новых знаний.

Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение.

Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно, продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом. Он может не почувствовать боли если его внимание направленно на что-то другое. И напротив, глубоко сосредоточившись на предмете или деятельности, мы подмечаем все детали предмета и действуем очень продуктивно.

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира в его существенных связях и отношениях. Человек познает мир как чувственно, через органы чувств, ощущая и воспринимая, так и логически, при помощи мысли. Знания, полученные чувственно, существуют в сознании в виде образов или представлений. Они включают в себя и общие и второстепенные признаки предметов или явлений.

Знания, полученные при помощи мышления, существуют в сознании в виде понятий. Понятия отражают результат познавательной деятельности многих людей, они шире и полнее отражают общие и существенные свойства предметов и явлений, имеют характер всеобщности.

Мышление имеет операциональные компоненты: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация, классификация, систематизация.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта.

В данном разделе представлены методики, которые позволят будущему педагогу на практике исследовать познавательные процессы, обнаружить их особенности и использовать полученные знания при организации и управлении учебной деятельностью учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: