Интроверсия экстраверсия

Рис. 2 Определение интроверсии – экстраверсии личности

Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.

В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).

На рис. 3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм. Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.

Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.

Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера.

Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.

Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.

Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.

Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности типов темперамента у учащихся.

Вариант 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (А.В.Зверьков, Е.В.Эйдман)

Цель: Определение уровня развития волевой саморегуляции.

Материал и оборудование: тест-опросник, бланк для ответов.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-)».

Текст опросника

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда "гну" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Ключ

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от 0 до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
"Настойчивость" 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
"Самообладание" 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

Анализ результатов

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" – 8, для шкалы "С" – 6.

Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов волевой саморегуляции у учащихся.

Вариант 5. МЕТОДИКА "МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ"

Цель: Определение уровня развития мотивации помощи.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция:Каждое из ниже перечисленных утверждений оцените по 7-и бальной шкале оценок: "да, это верно", "пожалуй, это так", "это скорее неверно, чем верно", "пожалуй, это не так", "нет, это не так".

1. Я готов сопереживать другим людям.

2. Мне трудно сейчас отвлечься от своих забот, даже если это требуется другим.

3. Я чувствую, что в состоянии помочь другим людям.

4. Сейчас я не в состоянии разделить чужую удачу.

5. Мне трудно помочь другому человеку, если он мне мало симпатичен.

6. Трудно не раздражаться, когда неудачники, постоянно просят помощи.

7. Не обязательно создавать нечто новое, самое главное сохранить добрые отношения с людьми.

8. Люди сейчас раздражают меня.

9. Сейчас мне хочется разделить с людьми все лучшее в моей жизни.

10. Я чувствую, что многие нуждаются в моей помощи.

11. Мне легко сейчас у любого человека найти черты, вызывающие симпатию.

12. В жизни часто встречаются случаи, когда не следует бояться отказать в помощи нуждающимся в ней.

По таблице определите общее количество баллов, которыми был оценен каждый Ваш ответ.

  Варианты ответа Номер вопроса
                       
"да, это верно",                        
"пожалуй, это так",                        
"это скорее неверно, чем верно",                        
"трудно ответить определенно"                        
"это скорее неверно, чем верно"                        
"пожалуй, это не так",                        
"нет, это не так"                        

Высокая сумма баллов (свыше 45) характеризует Вас как отзывчивого, участливого человека, готового разделить трудности и невзгоды другого, порой даже незнакомого человека. Вы часто становитесь инициатором и организатором действий, связанных с благотворительностью, бескорыстной помощью.

Средняя сумма баллов (от 30 до 45) характеризует индифферентное (нейтральное, спокойное) отношение к трудностям и невзгодам другого человека. Вы не проявляете особой инициативы при необходимости оказания помощи нуждающимся в ней, однако, и не отказываетесь помочь, если Вас об этом попросят.

Низкая сумма баллов (менее 30) характеризует Вас как человека, "уклоняющегося" от помощи другим людям. Если возникает необходимость, то у Вас под рукой всегда имеется арсенал многочисленных "уважительных" причин, с помощью которых Вам удается уклониться от участия в благотворительных акциях, бескорыстной помощи нуждающимся.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности мотивации помощи у учащихся.

Вариант 6. Диагностика степени выраженности базальных эмоций

Цель: определение степени выраженности базальных эмоций

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 36 вопросов, выбирая один из 4 вариантов ответов.

Ответы и их оценка:

Безусловно "да" = 4 балла

Пожалуй "да" = 3 балла

Пожалуй "нет" = 1 балл

Безусловно "нет" = 0 баллов

Опросник

1. Можете ли Вы сказать про себя, что Вы, безусловно, оптимист?

2. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?

3. Бывает ли Вам страшно, когда Вы идете по темной пустой улице?

4. Склоны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?

5. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования и возмущения?

6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное настроение?

8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

9. Если бы над Вами зло пошутили, привело бы это Вас в состояние гнева?

10. Боитесь ли Вы грозы?

11. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением от окружающих?

12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах?

13. Если Вы терпите поражение в спортивном состязании, овладевают ли Вами раздражение и злость?

14. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радости, чем невзгод?

15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

16. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?

17. Боитесь ли Вы зубного врача или уколов?

18. При наличии возможности стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызывать у Вас раздражение?

20. Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще бывает веселым и бодрым?

21. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек?

22. Овладевает ли Вами злость, если Вы торопитесь, а Вам внезапно помешали?

23. Уступчивы ли Вы?

24. Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, высокопоставленному лицу?

25. Бываете ли Вы активным участником веселья в компании?

26. Можно ли сказать, что Вы жизнерадостный человек?

27. Когда на Вас кричат, хочется ли Вам ответить тем же?

28. Решитесь ли Вы ночью на спор пойти в какое-нибудь страшное место?

29. Легко ли Вас рассердить?

30. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

31. Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?

32. Считаете ли Вы себя веселым человеком?

33. Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

34. Овладевает ли Вами неприятное чувство в лифте, тоннеле?

35. Вероятно ли, что у Вас по утрам бодрое, радостное настроение?

36. Можно ли Вас назвать смелым человеком?

Ключ:

"Радость": (+) 1, 7, 11, 14, 16, 20, 25, 26, 30, 32, 35; (-) 4.

"Страх": (+) 2, 3, 6, 10, 12, 17, 18, 24, 33, 34; (-) 28, 36.

"Гнев": (+) 5, 8, 9, 13, 15, 19, 21, 22, 27, 29, 31; (-) 23.

В ответах со знаком (-) ставятся следующие баллы: вместо 4 - 0; 3 - 1; 1 - 3; 0 - 4. Максимум баллов по каждой эмоции: 48.

Выводы:

Если сумма баллов больше 29 - эмоция ярко выражена.

Если сумма баллов 12 или меньше, то эмоция не выражена, редко проявляется.

Если сумма по 2-3 типам составляет 25 или больше, то испытуемый относится к гиперэмоциональному типу.

Если сумма баллов по 2-3 типам равна 12 или меньше, то испытуемый относится к гипоэмоциональному типу.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях проявления эмоций у учащихся.

Вариант 7. Личностная шкала самооценки Спилбергера

Цель: определение уровня самооценки.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 20 вопросов, выбирая один из 4 вариантов ответов.

Почти всегда = 4 балла

Часто = 3 балла

Иногда = 2 балла

Почти никогда = 1 балл

№№ Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
       
1. Я испытываю удовлетворение        
2. Я быстро устаю        
3. Я легко могу заплакать        
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие        
5. Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
6. Я чувствую себя бодрым        
7. Я спокоен, хладнокровен и собран        
8. Ожидание трудностей очень тревожит меня        
9. Я слишком переживаю из-за пустяков        
10. Я вполне счастлив        
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу        
12. Мне не хватает уверенности в себе        
13. Я чувствую себя в безопасности        
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
№№ Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
       
15. У меня бывает хандра        
16. Я бываю доволен        
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть        
19. Я уравновешенный человек        
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Ключ

Подсчет количества баллов производится следующим образом: из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает:

- до 30 баллов - низкий уровень тревожности (завышенная самооценка);

- от 30 до 45 баллов - средний уровень тревожности (адекватная самооценка;

- свыше 45 баллов - высокий уровень тревожности (заниженная самооценка).

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях самооценки учащихся.

Вариант 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ (А.Меграбиэн и Н.Эпштейн)

Цель: определение уровня эмпатических тенденций.

Необходимые материалы: тест-опросник эмпатических тенденций, бланк для ответов.

Инструкция:

«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ "Да", а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ "Нет"».

Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Тест-опросник

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев "холодными" и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причин.

Ключ

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим "ключом".

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 14, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Да", и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Нет".

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий
юноши 33-25 24-17 16-8
девушки 33-29 28-22 21-12

Если индекс эмпатийности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно понаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека "проникать" в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденции у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно "считывать" невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.

В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать вышеобозначенные факторы и продумать мероприятия, позволяющие "раскрепостить" и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в, педагогической деятельности будущего учителя.

Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов эмпатии у учащихся.

Вариант 9. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Цель: Определение уровня реактивной личностной тревожности

Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями.

Инструкция:

Исследователь раздает каждому участнику бланк со шкалами самооценки и предлагает ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным на каждой стороне бланка. Он также напоминает, что отвечать нужно самостоятельно, и в ходе их работы следит за выполнением данного требования. Если у кого-то возникают вопросы, то можно еще раз обратить внимание на инструкцию и указать, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, различающиеся по степени интенсивности проявления указанного в вопросе состояния.

Бланк для ответов

РТ – лицевая сторона бланка

Фамилия, и.о. Дата  
Инструкция:    
"Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".          
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно  
  Я спокоен          
  Мне ничто не угрожает          
  Я нахожусь в напряжении          
  Я испытываю сожаление          
  Я чувствую себя свободно          
  Я расстроен          
  Меня волнуют возможные неудачи          
  Я чувствую себя отдохнувшим          
  Я встревожен          
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения          
 
  Я уверен в себе          
  Я нервничаю          
  Я не нахожу себе места          
  Я взвинчен          
  Я не чувствую скованности, напряженности          
  Я доволен          
  Я озабочен          
  Я слишком возбужден и мне не по себе          
  Мне радостно          
  Мне приятно          

ЛТ – оборотная сторона бланка

Инструкция:  
  "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".        
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я испытываю удовольствие        
  Я очень быстро устаю        
  Я легко могу заплакать        
  Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
  Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
  Обычно я чувствую себя бодрым        
  Я спокоен, хладнокровен, собран        
  Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я вполне счастлив        
  Я принимаю все близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Обычно я чувствую себя в безопасности        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций        
  У меня бывает хандра        
  Я доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Ключ

Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной (состояние сейчас, в данный момент) и личностной тревожности.

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле:

РТ = ∑1 + ∑2 + 35, где

∑1 – сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8,10,11,15,16,19,20.

Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле:

ЛТ = ∑3 - ∑4 + 35, где

∑3 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а
∑4 – сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Анализ результатов

Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений.

Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Потому сообщать результаты этого исследования при посторонних запрещено. а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень "полезной тревоги".

Оценить уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно следующим образом:

– до 30 – низкая тревожность

– 31-45 – умеренная тревожность

– 46 и более – высокая тревожность.

Тревожность у студентов – достаточно распространенное явление. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности могут означать, что у человека появляется тревожность в ситуациях оценки его компетенции. В этом случае нужно пересмотреть значимость данной ситуации и найти для себя обоснования, уменьшающие ее субъективную значимость. Кроме того, следует перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Одним из направлений в составлении рекомендации для данного случая может стать поиск упражнений по саморегуляции, создание психологической поддержки для формирования чувства уверенности в успехе.

В отличие от высокой тревожности низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышенного чувства ответственности. В редких случаях тревожность в показателях теста может скрывать за собой защитный психологический механизм вытеснения реальной тревожности или цель испытуемого "показать себя в лучшем свете".

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности тревожности личности учащихся.

Вариант 10. МЕТОДИКА «ЛИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ» (Е.П. ИЛЬИН, П.А.КОВАЛЕВ)

Цель: Определение уровня развития личностной агрессивности и конфликтности.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция:На каждое утверждение в матрице для ответов нужно дать ответ «да» (при согласии с этим утверждением – знак «+») или «нет» (при несогласии с этим утверждением – знак «-»).

Текст опросника

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю ему всякие несчастья.
  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
  9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  10. Мнение, что нападение – лучшая защита, - правильное.
  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  16. Я верю в честность намерений большинства людей.
  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.
  20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
  22. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост», справедлив.
  23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
  25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
  27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
  29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
  30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
  31. Утверждение: «Ум – хорошо, а два – лучше» - справедливо.
  32. Утверждение: «Не обманешь – не проживешь» тоже справедливо.
  33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
  35. Я всегда обижаюсь, если награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
  36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
  37. Я стараюсь избегать обострения отношений.
  38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
  40. Я осуждаю недоверчивых людей.
  41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
  42. Я всегда убежденно отстаиваю сою правоту.
  43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
  44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
  45. Я стараюсь другого прийти к компромиссу.
  46. Я верю, что за зло можно платить добром, и действую в соответствии с этим.
  47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
  48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
  49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
  50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им «рта не даю открыть».
  51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
  52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
  53. В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».
  54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
  55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
  56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
  57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
  58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
  59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  60. Я всегда стараюсь выйти из вагона впереди других.
  61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
  62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
  63. Яне люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
  64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
  65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
  66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
  67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
  68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.
  69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
  70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
  71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
  72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
  73. Обычно меня трудно вывести из себя.
  74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
  75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
  76. Будь я на базаре продавцом, я не слал бы уступать в цене за свой товар.
  77. Пойти на компромисс – значит, показать свою слабость.
  78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
  79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
  80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Ключ. Для удобства обработки ответов целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы («да», «нет») заносили в карту опроса, имеющий следующий вид:

№ п/п да нет № п/п да нет № п/п да нет № п/п да нет
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: вспыльчивости, наступательности, обидчивости, неуступчивости, компромиссности, мстительности, нетерпимости к мнению других, подозрительности. По каждой шкале отвечающие могут набрать от 0 до 10 баллов.

Ключ

Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.

Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 – о склонности к обидчивости.

Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 – о склонности к неустойчивости.

Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 – о склонности к компромиссу.

Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 – о склонности к мстительности.

Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 – о склонности к нетерпимости мнению других.

Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 – о склонности к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступчивость», «нетерпимость к мнению других», дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкале «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма балов по шкалам бескомпромиссность (со знаком «-»), вспыльчивость, обидчивость, подозрительность дает обобщенный показатель конфликтности.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности факторов конфликтности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: