Ключ
Интегральные показатели
№ | Показатели | Номера высказываний | Нормы | |
а | Адаптивность | 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88,91,94,96,97,98 | (68-170) 68-136 | |
b | Дезадаптивность | 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170) 68-136 | |
а | Лживость – | 34,45,48,81,89 | (18-45) 18-36 | |
b | + | 8,82,92,101 | ||
а | Принятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 | (22-52) 22-42 | |
b | Неприятие себя | 7,59,62,65,90,95,99 | (14-35) 14-28 | |
а | Принятие других | 9,14,22,26,53,97 | (12-30) 12-24 | |
b | Неприятие других | 2,10,21,28,40,60,76 | (14-35) 14-28 | |
а | Эмоциональный комфорт | 23,29,30,41,44,47,78 | (14-35) 14-28 | |
b | Эмоциональный дискомфорт | 6,42,43,49,50,83,85 | (14-35) 14-28 | |
а | Внутренний контроль | 4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3 | (26-65) 26-52 | |
b | Внешний контроль | 25,36,52,57,70,71,73,77 | (18-45) 18-36 | |
а | Доминирование | 58,61,66 | (6-15) 6-12 | |
b | Ведомость | 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (12-30) 12-24 | |
Эскапизм (уход от проблем) | 17,18,54,64,86 | (10-25) 10-20 |
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
|
|
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях социально-психологической адаптации в группе учащихся.
Вариант 6. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
(МОДИФИКАЦИЯ Я.Л. КОЛОМИНСКОГО)
Цель: диагностика реальных социометрических персональных статусов членов группы.
Необходимые материалы: опросный лист, на котором начерчена четырехорбитная социограмма и напечатаны пофамильные списки обследуемого сообщества (см. рис. 1).
Инструкция. Участник эксперимента должен найти на четырехорбитной социограмме место для каждого члена группы, в зависимости от того, насколько ему симпатизируют группа. При этом, если, по мнению отвечающего, данный член группы «пользуется симпатией абсолютного большинства», то соответствующий его фамилии порядковый номер вписывается в центральный круг: если он «пользуется симпатией многих», его номер в списке фиксируется на второй от центра орбите; если он «пользуется симпатией лишь некоторых» членов группы, обозначающий его номер располагается на третьей орбите; в том же случае, когда, с точки зрения опрашиваемого, он «не пользуется симпатией окружающих», ему отводится место на четвёртой, внешней орбите социограммы. Таким образом, каждый испытуемый должен оценить, кроме своего собственного, положение всех членов группы.
|
|
Список группы 1. К. |
2. В. |
3. Д. |
4. Ш. |
5. Я. |
6. Н. |
7. У. |
Рис. 1. Экспериментальный бланк для проведения социометрической процедуры в модификации Я.Л. Коломинского
Ключ
Обработка результатов осуществляется в несколько этапов.
После того как все испытуемые завершают выполнение экспериментального задания, можно приступать непосредственно к вычислению персонального социометрического статуса каждого участника эксперимента, используя при этом формулу:
4n1i+ 3 n2i 2n3i+1n4 i
Si =_______________________
N – 1
где ni – число членов группы, поместивших данного человека на соответствующую (первую, вторую, третью или четвертую) орбиту;
N – число членов группы, участвовавших в эксперименте.
Другими словами, за каждый случай приписывания оцениваемого к первой орбите ему начисляется 4 балла, ко второй – 3 балла, к третьей – 2, а к четвёртой – 1 балл.
На основании полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырёх внутригрупповых статусных слоёв. К первой, наиболее высокостатусной категории лиц, могут быть отнесены члены группы с показателями 4 – 3,5 балла, к самой низкостатусной категории членов группы – те, кто имеет соответствующие показатели в диапазоне от 1,5 до 1 балла. Показатели двух промежуточных, «второй» и «третьей», категорий равны 3,5 – 2,5 и 2,5 – 1,5 балла.
Проиллюстрируем необходимые подсчёты конкретным примером вычислений. Предположим, что один из членов уже известной нам группы испытуемый Я. получил следующие оценки со стороны шести своих товарищей по взаимодействию и общению: один из них поместил его в центральный круг социограммы, один – на второй его орбите, трое – на третьей и один – на четвёртой, внешней орбите.
В этом случае:
4*1+3*1+2*3+1*1
SЯ = ————————— = 2,33 ≈ 2,3,
7 – 1
Как видим, мы имеем все основания отнести испытуемого Я. к членам группы – представителям третьего слоя во внутригрупповой статусной структуре обследованного сообщества.
Оценивая преимущества и недостатки социометрической процедуры в любой её модификации, следует, наряду с их портативностью и компактностью иметь в виду и то, что полученные в ходе такого обследования экспериментальные данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности самого поверхностного, непосредственного слоя межличностных отношений и дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества от другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы. Всё это совершенно закономерно диктует необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования.
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях реальных социометрических персональных статусов членов группы.
Вариант 7. МЕТОДИКА «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МИМИКИ И ЖЕСТОВ В ОБЩЕНИИ»
Цель: исследование особенностей невербального восприятия человека в группе.
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: Прочитайте предложенные утверждения и выберите ответ, вспоминая или предполагая, что более всего подходит лично вам.
1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:
|
|
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) "предательское" проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите "Привет!";
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела "выразительнее" всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа)
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что...
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак...
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в)собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что...
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем "сигналам", которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
|
|
а) словам;
б) "сигналам";
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике "жесты", имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они "заводят" публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы "изъясняетесь" преимущественно...
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов...
а) "подсмотрены" у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак...
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Ключ
Подсчитайте число набранных вами баллов.
1. | а-2 | б-4 | в-3 | |||
2. | а- 1 | б-3 | в-0 | |||
3. | а-4 | б -4 | в-3 | г-2 | д-4 | |
4. | а-0 | б-0 | в-1 | г-1 | д-0 | е-1 |
5. | а-1 | б -2 | в-3 | г-4 | д-2 | |
6. | а-2 | б -1 | в-3 | г-2 | д-3 | е-2 |
7. | а-1 | б-3 | в-3 | г-2 | д-0 | |
8. | а-3 | б -1 | в-1 | |||
9. | а-3 | б -2 | в-2 | г-1 | ||
10. | а-3 | б -2 | в-1 | |||
11. | а-0 | б-3 | в-1 | |||
12. | а-1 | б -4 | в-2 | |||
13. | а-0 | б -4 | в-3 | |||
14. | а-4 | б -2 | в-0 | |||
15. | а-4 | б -0 | в-1 | |||
16. | а-0 | б -2 | в-1 | |||
17. | а-3 | б -4 | в-1 | |||
18. | а-2 | б -4 | в-0 | |||
19. | а-3 | б -2 | в-1 | |||
20. | а-4 | б -0 | в-2 |
77-56 баллов: Отличная интуиция, способность понимать других людей, наблюдательность и чутье. Однако имеется недооценка вербальной информации. Склонность к поспешным выводам.
55-34 балла: Имеется способность интерпретировать мимику и жесты людей. Однако склонность буквально воспринимать сказанные другим человеком слова мешает связывать их с невербальными проявлениями и правильно оценивать ситуацию.
33-11 баллов: Отсутствие умения и желания считывать невербальный язык. Необыкновенно трудно правильно оценивать поведение и мотивы людей.
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях развития невербального восприятии других в группе учащихся.
Вариант 8. МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»
Цель: исследование эмоционально-личностного отношения человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.
Необходимые материалы: бланк для ответов.
Инструкция: «Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)».
Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | |||
Плохой | Хороший | |||||||
Неприятный | Приятный | |||||||
Непривлекательный | Привлекательный | |||||||
Ненужный | Нужный | |||||||
Бесполезный | Полезный | |||||||
Нежелательный | Желательный | |||||||
Неважный | Важный | |||||||
Незначимый | Значимый | |||||||
Несущественный | Существенный | |||||||
Грубый | Мягкий |