Семейная психотерапия. Основные положения системного подхода в семейной психотерапии

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у боль­ного члена семьи

Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, спо­собности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, пред­положений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов се­мьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереоти­пов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение ком­муникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия строится на понимании функций здоровой и дисфункциональной семьи.

Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Семейные правила здесь от­крыты и служат позитивными ориентирами для роста каждого члена семьи.

Дисфункциональная семья — семья, которая не обеспечивает личностно­го роста каждого из своих членов. Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи — ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще — ребенка), и у него воз­никает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство).

Накопление генетических и дисфункциональных стереотипов взаимодей­ствия из поколения в поколение (патологизирующее семейное наследование) относится к вертикальным стрессорам.

В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис): 1) диагностический (семейный диагноз), 2) лик­видация семейного конфликта, 3) реконструктивный, 4) поддерживающий. Важно помнить, что этапность в проведении семейной

психотерапии опреде­ляется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направле­нием психотерапии.

Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной пси­хотерапии, требует знания системного подхода и умения со­брать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может об­легчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется за

дать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих карти­нах взаимодействия (поведения) в семье.

1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функцио­нирование?

2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появ

3. ления и перед началом обращения к специалисту?

4. Почему семья обратилась сейчас?

5. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер? Получение информации о семейной истории помо­гает «приоткрыть» семейную систему и получить доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие возмож­ности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симпто­мы.

6. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отра­жал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).

7. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с вне­шним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник.

При исследовании коммуникаций в семье рекомендуется сосредоточить свое внимание на наблюдении как рассаживаются члены семьи на первом сеансе. Часто их способ взаимного размещения отра­жает и стиль коммуникации.

8. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется.

9.Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наи­более часто используемые психологические защиты, стратегии совладания с трудностями

10. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положитель­ных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания).

11. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоился о проблеме?

12 Исследовать семейный треугольник. Вовлеченность в треугольники и взаимные пересечения могут передаваться из поколения в поколение.

13. Исследовать семейные секреты. Когда мы исследуем сильные стрес­совые события в семье, необходимо определить, нет ли избытка неотреагированных потерь и дисстрессов, а также — семейных секретов (табу).

Обнаружение семейных секретов требует от психотерапевта обладания определенными качествами: внимательным слушанием и улавливанием деталей, выявлением болезненных тем у семьи и «вытаскиванием» их путем воп­росов; способностью внедриться в конфликтный разговор, делать логические скачки, менять стиль поведения (то быть серьезным, то использовать юмор) иприменять другие приемы, которые могут «расшатать» правила семьи. Важ­но заподозрить секрет и найти безопасные пути для его обнаружения.

14.Выяснить влияние на семью других систем (школы, работы, ровес­ников, семей родственников).

15. Убедиться в способностях и возможностях (физических, психологических) психотерапевта для работы с этой семьей. Например, можно во­влечь пациента в диалог о будущем или о женитьбе, используя свой собствен­ный стиль, возможно, в игровой манере, а затем наблюдать за резонансом системы на подобное вмешательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: