Групповая психотерапия. Формирование подгрупп и их влияние на функционирование группы

В группах довольно часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы возникают согласно определенному принципу (возрастному, по­ловому, интеллектуальному и пр.), влияя на деятельность психотерапевти­ческой группы. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми частные проблемы. Фазы развития психотерапевтической группы или фазы групповой психотерапии определяются, прежде всего, изменениями в преобладающих типах взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы, а так­же основным, преобладающим типом групповых интеракций.

Первая фаза групповой психотерапии представляет собой период обра­зования группы как таковой и совпадает с началом лечения и адаптацией па­циентов к новым условиям. Пациенты имеют различные установки и ожида­ния относительно лечения: у них отсутствуют адекватные представления о психотерапии вообще и групповой психотерапии, они стремятся перенести ответственность за процесс и результаты лечения на психотерапев­та. Пациенты ждут от него указаний, прямого руководства, активных действий.

Несоответствие поведения психотера­певта ожиданиям пациентов вызывает у последних беспокойство, которое на­кладывается на индивидуальную тревогу и напряжение, связанные с нача­лом лечения. Иногда в этой фазе может наблюдаться период, обозначаемый как псевдосплоченность и пред­ставляющий собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность пациентов. Псевдосплоченность чаще всего реализуется в трех основных вариантах. Первый может быть обозначен как «мы очень хорошие». В группе, состоящей из таких пациентов, период знакомства, занимающий, как правило, первое занятие, иногда растягивается на несколько

Второй вариант псевдосплоченности может сформироваться на основе «на­учности». Это наблюдается, если группа, безрезультатно требуя от психоте­рапевта теоретического обоснования, сама (обычно при наличии пациентов, профессионально причастных к медицине, психологии, физиологии, педаготике) начинает выдвигать и обсуждать концепции, касающиеся, например, теории стресса, механизмов невротических расстройств, особенностей чело­веческой психики и общения и т. д.

И, наконец, третьим вариантом псевдосплоченности может являться си­туация «козла отпущения», то есть появление в группе пациента, на кото­ром длительное время неконструктивным

образом концентрируется внима­ние группы. Такая роль чаще всего отводится пациенту, резко отличающе­муся своим поведением от других членов группы (например, пациент — пред­ставитель «молодежной культуры»). Группа пытается его критиковать, вос­питывать, наставлять «на путь истинный». Этот феномен можно обозначить как «псевдоконфронтацию».

Такая группа неизбежно ра­зочаровывается в избранной позиции и начинает понимать ее непродуктив­ность. Задача психотерапевта в этот период заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл происходящего. Выход из такой ситуации сопровождается новым

повышением напряжения в группе, которое обусловлено осознанием некон­структивности сложившейся ситуации и ощущением исчерпанности собствен­ных возможностей ее разрешения.

Не­зависимо от наличия или отсутствия псевдосплоченности, первая фаза груп­повой психотерапии в целом характеризуется пассивным, зависимым пове­дением пациентов и высоким уровнем напряжения в группе.

Вторая фаза групповой психотерапии также характеризуется высоким уровнем напряжения, но, в отличие от первой фазы, где напряжение со­провождается относительной пассивностью пациентов, здесь их поведение становится более активным, аффективно заряженным, со скрытой или яв­ной агрессией по отношению к психотерапевту. Начинается борьба за ли­дерство, место и положение в группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распределяются роли, растет сопротивление. Главными темами для обсуждения в группе в этот период должны быть чувства, которые испытывают пациенты к пси­хотерапевту, следствием чего должно быть их открытое выражение, обсуж­дение актуальной ситуации в группе, сопоставление взглядов и позиций ее участников, в частности, касающихся ожиданий пациентов и перспектив дальнейшего функционирования группы.

Помочь выйти из этой ситуации и конструктивно ее разрешить может только открытая конфронтация груп­пы с психотерапевтом, а по сути — со своими собственными чувствами, так как открытое выражение чувств в отношении психотерапевта, с одной сто­роны, является предпосылкой для развития истинной сплоченности, а с дру­гой — уже в этот период создает благоприятные условия для вскрытия и анализа многих значимых для пациентов проблем, таких как поиск под­держки, зависимость и самостоятельность, подчинение и доминирование, ответственность, соперничество, взаимоотношения с авторитетами (в том числе, и с родителями), атрибутирование негативных эмоций и т. д. Мно­гие из этих проблем переносятся больными на психотерапевта, и выход на них и частичная их переработка могут быть осуществлены уже на этой фазе за счет анализа взаимоотношений с психотерапевтом.

Напряжение в этой фазе должно полностью контролироваться психоте­рапевтом и определяться как общегрупповой ситуацией, так и индинидуальными особенностями членов группы и самого психотерапевта, а также его профессиональным опытом. Завершением этого периода считают открытое выражение чувств в отношении психотерапевта и анализ их причин. В литературе эта фаза обозначается как «фаза растормаживания агрессивности», «фаза борьбы», «фаза конфликта между членами группы и формальным лидером», «фаза бунта против психотерапевта».

Третья фаза групповой психотерапии характеризуется процессом струк­турирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявля­ются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена группы за себя самого, других участников и группы в целом. Формируется группо­вая сплоченность — важнейшее условие эффективности психотерапевтической группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в ко­торой большинство пациентов испытывали похожие чувства и которую решали сходным путем все вместе, совместная

выработка групповых норм делают для пациентов более естественным процесс принятия групповой культуры.. В литературе эта фаза называется «фазой развития спло­ченности», «фазой развития сотрудничества», «фазой выработки групповых норм», «фазой взаимного распределения функций».

Четвертая фаза групповой психотерапии представляет собой фазу актив­но работающей группы. Для этого периода характерно принятие решения и использование приобре­тенного опыта и вне клинических ситуаций. В литературе эту фазу обозна­чают как «рабочую фазу»,

«фазу целенаправленной деятельности», «фазу из­менении установок и отношений», «фазу выработки новых ценностей». В за­висимости от специфики конкретной группы указанные фазы могут иметь различную продолжительность, однако в целом первые три фазы занимают обычно от 20 до 30 % времени работы психотерапевтической группы.

29. МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ.

К основным методам групповой пси­хотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психо­гимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в ра­боте психотерапевтической группы. Все методы групповой психотерапии ус­ловно подразделяют на основные и вспомогательные, вербальные и невер­бальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных. При этом исходят из того, что все методы групповой психотерапии выполняют две ос­новные функции — психодиагностическую и собственно психотерапевтичес­кую.

Так полагают, что групповая дискуссия в большей степени направлена на реализацию собственно психотерапевтических задач, в то время как вспомогательные методы в основном способствуют осуществ­лению личностной диагностики. Однако такое деление в значительной сте­пени является условным. Личностная диагностика в процессе групповой пси­хотерапии (раскрытие пациентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и собственно процесс психотерапии (осознание пациентом своих проблем и конфликтов и их пе­реработка и коррекция) тесно связаны и представляют собой единый про­цесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретичес­ки.

Методы бывают вербальными и невербальными К вербаль­ным относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастнку, проективный рисунок и музыкотерапию.

Вербальные методы базируются на вербальной коммуникациии, направлены преимуще­ственно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентриру­ются на анализе невербальной продукции.

Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправдан­ным, но практически любое взаимодействие в группе включает как вербаль­ный, так и невербальный компоненты.

Групповая дискуссия к ак уже указывалось, групповая дискуссия яв­ляется основным, опорным методом психотерапии. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискус­сия, неструктурированная дискуссия и пр. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психотерапевта.

В качестве предмета дискуссии может быть обсуждение био­графии пациента, определенной темы и межличностного взаимодействия в группе (интеракций). Таким образом, определяется три основных типа ори­ентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и иитеракционная. В разных направлениях групповой психотерапии эти ориентации имеют различный удельный вес. Однако в качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная ориентация, поскольку именно она опреде­ляет специфику групповой психотерапии как метода, основанного на исполь­зовании в лечебных, психотерапевтических целях групповой динамики,

обес­печивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи.

Можно выделить опорные точки групповой дискуссии, ее основные со­держательные моменты. Это: знакомство членов группы; обсуждение ожи­даний пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе; нарастание сопротивления и агрессии в от­ношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизнен­ным опытом, вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их осознание, по­нимание их причин и переработка, создание групповых норм в отношении психотерапевта; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью, отношения к авторитетам; формирование адек­ватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы; выработка психотерапевтических групповых норм и группо­вой культуры, принятие ее участниками группы; доминирование иитеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на пробле­матику отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психоте­рапии, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и гене­рализация позитивных изменений), обсуждение результатов лечения, под­ведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: