погашением государственного долга

Осуществление платежей на выполнение долговых обязательствгосударства относительно уплаты процентов, комиссий и других платежей, которые предусмотрены условиями заимствования (кроме уплаты основной суммы долга), называют обслуживанием государственного долга.

Проблемы государственного долга заключаются не в его величине, не в абсолютных суммах и не в процентах относительно ВВП и объема бюджета, а в обеспечении платежеспособности государства.

Под управлением государственным долгом подразумевают совокупность мероприятий государства, связанных с погашением и обслуживанием долга, а также по определению условий новых заимствований.

Рефинансирование – осуществление новых заимствований для обслуживания и погашения старых (перезанять). Это совершенно нормальная общепринятая международная практика. Рефинансирование можно рассматривать как положительный метод управления долгом, поскольку в данном случае не ущемляются интересы кредиторов.

К числу методов управления госдолгом, не ущемляющих права кредиторов, можно отнести выкуп долга. Выкуп долга – государство выкупает свои долговые обязательства на открытом рынке. Применение данного метода целесообразно по отношению к ценным бумагам, срок погашения по которым ещё не наступил. Выкупать такие обязательства выгодно (если у гос-ва имеются ресурсы), поскольку стоят они, как правило, ниже номинала. Кроме того, экономятся средства на обслуживание долга.

Существуют следующие способы (методы) корректировки ссудной политики:

- Конверсия;

- Консолидация;

- Унификация;

- Отсрочка погашения;

- Реструктуризация;

- Аннулирование.

Унификация долга - это объединение нескольких раннее осуществлённых займов в один. Это упрощает управление государственным долгом и в конечном итоге может способствовать сокращению расходов на его обслуживание.
Дальше речь пойдёт о методах, которые так или иначе ущемляют права кредиторов и вызваны ухудшением финансового состояния государства-заёмщика.

Конверсия государственного долга - это изменение доходности государственных ценных бумаг(как правило, уменьшение). Она осуществляется в случае изменения ситуаций на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда она не в состоянии выплачивать предполагаемый кредиторами доход. Конверсия может сочетаться с консолидацией.
Консолидация долга - это передача обязательств по ранее выпущенным займам на новый заем с целью продления срока займа.(увеличение сроков погашения займа). В данном случае гос-во может обменять старые облигации, срок погашения которых наступил, на новые, имеющие более отдалённый срок погашения. Консолидация может совмещаться с унификацией.

Отсрочка погашения означает перенос сроков выплаты задолженности.
Реструктуризация долга - это использование в комплексе или частично указанных выше методов.
Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. Аннулирование долга предпринимается правительством как крайняя мера и, как правило, является следствием финансового банкротства страны.

Реструктуризация долга – различное сочетание вышеперечисленных методов.
Основными задачами долговой политики Украины является постепенное уменьшение долговой нагрузки на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Ведь большой размер долга государства перед кредиторами, особенно внешними, создает угрозу финансовой безопасности страны.
Финансовая безопасность - это защищенность финансовых интересов государства и субъектов хозяйствования и их обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей и выполнения обязательств.
Финансовая безопасность предполагает такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной и налоговой систем, характеризующийся сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям и способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост.
Финансовую безопасность страны, в первую очередь, определяет финансовая независимость, то есть кредитный, валютный и другие суверенитеты.
Существуют внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства.

К внутренним угрозам относятся:

- Рост внутреннего государственного долга;

- Неэффективность налоговой системы и массовое уклонение от уплаты налогов;

- Бюджетный дефицит;

- Неразвитость фондового рынка;

- Слабость банковской системы;

- Кризис платежей;

- Низкий уровень инвестиционной деятельности.

Внешними угрозами финансовой безопасности государства могут быть:

- Рост внешней задолженности;

- Вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций;

- Отрицательное сальдо торгового баланса;

- Дефицит платежного баланса;

- Зависимость украинского финансового рынка от мирового (влияние мировых финансовых кризисов.

Для ослабления долговой нагрузки на экономику страны желательно планирования государственного бюджета с профицитом общего фонда в объеме не менее 1% ВВП, и активное осуществление операций по досрочному погашению государственного долга.
Бюджет с профицитом соответствует реальным возможностям государства осуществлять заимствования на внешнем и внутреннем рынках капитала, а также способствовать избежанию стремительного роста объема платежей по государственному долгу в будущем.
Важными аспектами долговой политики с точки зрения недопущения роста государственного долга является осуществление взвешенной и сдержанной политики предоставления государственных гарантий и избежания принятия на государственный долг долгов предприятий, банков, организаций и органов местной власти.
По оптимизации структуры государственного долга и осуществление эффективной и последовательной долговой политики особого внимания приобретает необходимость развития и постоянного совершенствования управления долговыми рисками, улучшение координации долговой политики рисками, улучшение координации долговой политики с фискальной и денежной политикой.
Нельзя забывать, что наличие большого внешнего долга в Украине создает давление на курс национальной валюты, а также не способствует противодействию инфляции, обеспечению страны необходимыми валютными резервами и достижению свободной конвертируемости гривны.
Формирование нормативно-правового обеспечения государственных заимствований и долговых обязательств является непременным условием для создания эффективной системы управления гос.долгом. У нас в Украине, статьёй 92 Конституции определено, что порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга устанавливается исключительно законами Украины.

По состоянию на июнь 2007 года частично нормирован лишь механизм образования внутреннего гос. долга в Законе Украины «О государственном внутреннем долге», который принят ещё в 1992 году (задолго до вступления в силу Конституции). В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с НБУ. Размещение долговых обязательств Правительства Украины. И предоставления гарантий производится Министерством финансов Укр. От лица Правительства Украины и по его поручению. Счётная палата осуществляет контроль за образованием и погашением государственного внутреннего долга Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: