Понятие и виды государственного долга

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими ми, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг представляет собой сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. БК РФ в ст. 89 определяет госу­дарственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в ва­люте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын­ках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

- размещением долговых ценных бумаг;

- получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают обще­государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

Государственный (муниципальный) кредит, а также долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, ино­странными государствами и международными финансовыми ор­ганизациями;

- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении Российской Федера­цией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных гарантий;

- соглашений, и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации дол­говых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

В соответствии с БК РФ долговые обязательства могут носить краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (от пяти до тридцати лет) характер. Любые долговые обяза­тельства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать тридцать лет.

Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государст­венного долга РФ законодатель в Бюджетном кодексе формулиру­ет понятие государственного долга субъекта РФ, а также муници­пального долга.

Так, под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государствен­ный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ;

- государственных займов субъекта РФ, осуществляемых в форме выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

- договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

- договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

- соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктури­зации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут превышать тридцать лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долго­вых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут осуществляться в форме:

- кредитных соглашений и договоров;

- займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

- договоров и соглашений о получении муниципальным об­разованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Названные долговые обязательства не могут превышать десяти лет.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: