В ходе кассовой процедуры расходования денежных средств казначейство субъекта РФ или казначейство органов местного самоуправления, или непосредственно бюджетные учреждения (в зависимости от выбранного варианта финансирования расходов, см. ниже) готовят платежные документы и предоставляют их в Федеральное казначейство, которое производит процедуру контроля и списывает средства с единого счета бюджета и отражает произведенные операции на лицевых счетах.
Контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства при кассовом обслуживании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (Приказ Минфина России от 19.04.2000 г. № 46н), подразделяется на обязательный контроль и дополнительный контроль (по согласованию с органами, исполняющими бюджет).
Обязательный контрольвключает в себя проверку платежных документов бюджетополучателя, представленных в органы Федерального казначейства, на соответствие установленным требованиям по их оформлению, проверку того, что объем кассовых операций, осуществляемых бюджетополучателем, не превышает объемов финансирования.
|
|
Осуществляя дополнительный контроль,Федеральное казначейство проверяет соответствие операций кодам бюджетной классификации, контролирует обоснованность платежей на основании подтверждающих документов и проверяет соответствие суммы платежей лимитам бюджетных обязательств.
Возможны несколько вариантов распределения полномочий между органами Федерального казначейства и финансовых органов местного самоуправления при кассовом исполнении местных бюджетов.
Вариант 1. Полномочия по санкционированию расходов осуществляются местным финансовым органом. В этом варианте бюджетополучатели предоставляют платежные документы в финансовый орган местного самоуправления для проверки и санкционирования расходов, затем платежные документы передаются в орган Федерального казначейства, списывающий деньги с единого бюджетного счет, которое затем распределяет средства по бюджетополучателям.
В этом случае процесс кассового исполнения местного бюджета органами исполнения местного бюджета органами Федерального казначейства может происходить по одному из двух сценариев.
1. В управлении Федерального казначейства открывается только один лицевой счет – лицевой счет финансового органа. Кассовое обслуживание осуществляется без открытия лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств бюджетов. Финансовый орган готовит платежные документы и предоставляет их в управление Федерального казначейства для оплаты расходов получателей бюджетных средств. Произведенные расходы отражаются на лицевом счете финансового органа.
|
|
2. В управлении Федерального казначейства открываются лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета. Финансовый орган поселения формирует и доводит до управления Федерального казначейства реестры на финансирование, т.е. перечни расходов, которые должны быть профинансированы. Реестры на финансирование доводятся до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета и позволяют им подготовить платежные документы и произвести оплату расходов. Произведенные расходы учитываются на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
В момент перевода на обслуживание в органы Федерального казначейства местных бюджетов выписываются вступительные реестры на финансирование расходов за N 1, подтверждающие уже выделенное финансирование с начала года, с учетом остатка средств на начало года. Вступительные реестры представляются в органы федерального казначейства для ввода информации о финансировании в базу данных. Финансовый орган выдает реестры на финансирование в пределах остатка средств к распределению.
Вариант 2. Полномочия по санкционированию расходов переданы Федеральному казначейству. В этом случае схема исполнения бюджета будет иметь следующий вид.
В управлении Федерального казначейства открываются лицевые счета главным распорядителям, распорядителям, получателям бюджетных средств. Финансовый орган передает в управление Федерального казначейства сводную бюджетную роспись. Управление Федерального казначейства регулярно доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств сведения о состоянии их лицевых счетов. Распорядители составляют графики финансирования расходов. В соответствии с графиком получатели бюджетных средств готовят платежные документы и предоставляют их в управление Федерального казначейства для оплаты расходов. Управление Федерального казначейства проверяет платежные документы, санкционирует и осуществляет платежи.
Администрации поселений могут самостоятельно выбрать схему кассового исполнения бюджета, принять решение о порядке взаимодействия с управлением казначейства и об объеме передаваемых ему полномочий по кассовому исполнению бюджета. При этом следует учитывать такие характеристики, как величина бюджета, количество получателей бюджетных средств, штатная численность и квалификация сотрудников финансового управления, наличие оргтехники и программного обеспечения, территориальная удаленность бюджетополучателей и офиса казначейства и т.д.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ ПОСЕЛЕНИЙ НА 2006 ГОД
С начала 2006 г. в Российской Федерации вступает в действие Федеральный закон № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В течение 2005 г. во всех регионах России должны быть созданы муниципальные образования со статусом поселений, городских округов и муниципальных районов. Границы муниципальных образований должны быть установлены законами субъектов Федерации к 1 марта 2005 г. Выборы в представительные и исполнительные органы поселений должны пройти до 1 ноября 2005 г. Будет создано большое количество новых муниципальных образований. Большинство из них будет иметь статус поселения.
Каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета должно осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. Желательно, чтобы местные бюджеты были утверждены муниципальными советами до начала следующего, 2006-го бюджетного года. Местным органам власти потребуется в первый год их существования методическая помощь финансовых органов муниципальных районов и субъектов Российской Федерации.
|
|
Статья 84, пункт 6 Федерального закона № 131-ФЗ допускает, что проект бюджета вновь образованного муниципального образования на 2006 г. на основании решения представительного органа муниципального образования может быть подготовлен и внесен высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Чтобы справиться с задачей в оптимальные сроки, финансовые органы субъектов Федерации должны получить информацию о налоговых доходах новых поселений до окончания процесса их создания и присвоения им статистических кодов.