Тема 1.6. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Понятие о таможенном деле. Таможенный закон.

Содержание таможенных тарифов и их структура. Таможенные платежи.

Таможенные документы. Таможенная стоимость товаров.

Таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются: установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь. Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Таможни действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов: 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.

Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Таможенная стоимость товара — стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Поскольку таможенная стоимость является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, ее правильное определение непосредственно затрагивает интересы Республики Беларусь, (обеспечивает поступление таможенных платежей в бюджет), белорусских производителей (влияет на их конкурентоспособность), граждан (определяет конечный уровень потребительских цен на импортные товары).

Правильное определение таможенной стоимости товара является гарантией реализации принципа равного и справедливого налогообложения субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

К основополагающим принципам таможенной оценки, соблюдение которых обязательно как декларантами, так и таможенными органами, можно отнести следующие.

Первоосновой таможенной стоимости признается цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый в Республику Беларусь товар и откорректированная в соответствии с требованиями Закона.

Методы таможенной оценки, предусмотренные Законом, применяются в строгой последовательности. Каждый последующий метод может быть применен только в том случае, если не выполняются условия применения предыдущего метода.

Таможенная стоимость товара и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: