double arrow

Анализ и управление дебиторской задолжностью.

На величину ДЗ оказывают влияние: 1) объем продаж; 2) условие расчетов с покупателями и заказчиками, чем более льготные условия, тем больше остатки ДЗ; 3) политика взыскания ДЗ, т.е. чем активнее предприятие взыскивает задолженность, тем лучше качество задолженности и меньше остатки ДЗ; 4) платежная дисциплина покупателей, на нее оказывает влияние (состояние отрасли; условия предоставления кредита); 5) качество анализа ДЗ.

При удовлетворительном проведении анализа ДЗ необходимо изучить информацию:

- о величине и структуре задолженности по срокам образования; - о наличии и объеме просроченной задолженности; - о риске несвоевременной уплаты.

Основная цель анализа ДЗ – это разработка и обоснование политики кредитования покупателей, направленная на ускорение расчетов.

Задачи:

1) оценка состояния задолженности; 2) формирование аналитической информации для прогнозирования ДЗ; 3) разработка кредитной политики; 4) определение реальной стоимости ДЗ;

5) контроль за соотношением условий предоставления кредита покуп-ям и получение кредита.

Управление дебиторской задолженностью.

1. Этап. Проведение анализа дебиторской задолженности.

1) Доля ДЗ в Оборотных активах= (ДЗ/ОА)×100%; 2) Доля сомнительной задолженности в составе ДЗ. Дсз=(СЗ/ДЗ)×100%. Этот показ-ль характеризует качество ДЗ; 3) Отношение ДЗ к объему продаж. Показатель отражает часть нереализованной продукции в объеме продаж = (ДЗ/В)×100%; 4) Период погашения ДЗ= кол-во дней в периоде/ Коборач-ти; где Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - отношение выручки от реализации к средней ДЗ.

Коэффициент показывает, сколько раз счета к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности. 5) Доля сомнительной задолженности в объеме продаж. 6) Другим приемом анализа ДЗ является расчет коэф-ов инкассации, они представляют собой отношение ДЗ возникшей в конкретном периоде к объему продаж того же периода. Суть подхода состоит в том, чтобы ДЗ по ее состоянию на конкретную дату разложить на составляющие. Текущая стоимость ДЗ определяется по формуле:

PV=FV/(1+r)t, где r – ставка дисконтирования, t- период погашения задолженности, PV – тек. стоимость, FV – будущая стоимость.

2 Этап. Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объема закупок, кредитной истории и предлагаемых условий оплаты. Применяется метод эйбиси (АВС). Его суть состоит в зависимости от кредитных отношений покупатели делятся:

А. наиболее важные с хорошей кредитной историей

В. менее значимые-не вовремя рассчитывались

С. рискованная группа.

3. Этап. Определение кредитной политики (на какой период, кредитный лимит, %, штрафные санкции). Выделяют 3 типа кредитной политики:

1. Жесткий тип направлен на минимизацию кредитного риска для предприятия короткие сроки кредитования т.е. быстрый расчет

2. Мягкий тип (предоставление отсрочки всем покупателям, но такая политика агрессивна по отношению к конкурентам)

3. Умеренный тип – не короткие и не продолжительные сроки кредитования

IV Этап. Разработка мероприятий направленных на снижение дебиторской задолженности.

К основным мерам по снижению задолженности можно отнести:

- уведомление о нарушении сроков оплаты; - сверка задолженности с дебиторами; - прекращение отгрузок данному клиенту; - обращение в суд; - факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: