Лекция 20. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа

В.6

6.

5.

4.

2.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Система показателей финансовых результатов включает абсолютные (прибыль) и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования.

Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации.

Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности организации:

• оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

• факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

• анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;

• анализ и оценка использования чистой прибыли;

• выявление и оценка возможных резервов роста прибыли, рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения;

• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.


3.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1) исследование изменений каждого показателя за текущий период (горизонтальный анализ);

2) исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);

3) изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

ΔПР = ПР1 – ПР0,

где ΔПР – изменение прибыли;

ПР1 – прибыль отчетного периода;

ПР0 – прибыль базисного периода.

2. Темп роста:

Тр = ПР1 / ПР0 ⋅ 100 %.

3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %):

Уровень каждого показателя = ПР 1 / ПР0 ⋅ 100 %.

относительно выручки от реализации

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

ΔУ = УПР1 – УПР0,

где УПР1 – уровень отчетного периода;

УПР0 – уровень базисного периода.

В ходе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) Балансовая (валовая) прибыль, включающая:

− финансовые результаты от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

− доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности;

− внереализационные доходы и расходы организации.

2) Прибыль от реализации продукции – разность между величиной маржинальной прибыли и суммой постоянных расходов исследуемого периода.

3) Маржинальная прибыль – разность между выручкой от реализации и прямыми производственными затратами по проданной продукции.

4) Налогооблагаемая прибыль – разность между величиной балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

5) Чистая (нераспределенная) прибыль – сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, сборов, экономических санкций.

6) Капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной (чистой) прибыли, направляемая в фонд накопления с целью финансирования прироста активов организации.

7) Потребляемая прибыль – сумма прибыли, которая направляется на выплату дивидендов учредителям организации, персоналу или на реализацию социальных программ.

Изучение динамики финансовых результатов по составляющим ее элементам позволяет оценить:

• конкурентные позиции (рост прибыли от продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности организации и ее продукции);

• стратегию управления активами организации (так, снижение прибыли от продаж при одновременном увеличении операционных доходов может означать сокращение основного вида деятельности наряду с увеличением операций, связанных с передачей имущества в аренду);

• «качество» хозяйственно-правовой работы в организации (например, увеличение внереализационных доходов сигнализирует о высоком качестве претензионной работы или о взыскании дебиторской задолженности, ранее признанной безнадежной).

Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыли или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

ПВ = S - С, (19.1)

где П В – валовая прибыль;

S - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С - полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг).

Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑ЗК) и управленческих расходов (∑ЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.

ПП = ПВ - ∑ЗК -∑ЗУ, (19.2)

На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов.

ПБ = ПП + ПО + ПВН. (19.3)

где ПБ – прибыль до налогообложения (балансовая);

ПО - результат от операционной и финансовой деятельности;

ПВН - доходы и расходы от прочих внереализационных операций.

Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

При анализе финансовых результатов исследуемой организации оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период (на семинаре).

Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле:

19.4

19.5

где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения,

n - число видов прибыли, ед.

Рост объема продаж товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является убыточным, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продажи товаров может также оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.


Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др. (Семинар 19.2)

Расчеты проводятся в следующем порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):

П = ПТП – ППП; (19.6)

2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):

П1 = SТПS1 (19.7)

где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;

S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):

П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1), (19.8)

где ППП - прибыль предыдущего периода;

К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:

k 1 = С1 / СПП, (19.9)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.

4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):

П3 = ППП * (k2 - k1 ) (19.10)

где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:

k2 = S1 / SПП (19.11)

где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;

SПП – объем продаж в предыдущем периоде.

5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):

П4 = С1 - СТП (19.12)

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.

П4 = 651040 651627 = -587 тыс. руб.

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (П5 ):

П5 = СПП *k2 – С1. (19.13)

7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (П ):

П = , 1 (19.14)

где Пi – влияние i -ого фактора;

n - количество факторов.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров П составило:

Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.

После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В ходе анализа изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, владельцев бизнеса, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше денег в бюджет. Владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы бизнес приносил дивиденды. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Одна из важнейших задач управления бизнесом – оптимизация распределения прибыли для наилучшего удовлетворения всех заинтересованных сторон.


Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов.

Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель - модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

Рассмотрим следующую модель рентабельности активов:

Ra = Пч = S –C = (S / C – 1) = ( S - 1)* Oа * Z * C =
Ac Ac (Ac /OA * (Oа/Z) * (Z/ C) C Ac Oа Z

= (Х -1) * Y * H * L, (19.15)

где Ra – рентабельность активов;

Пч – чистая прибыль от продажи товаров;

S – объем продаж;

C –себестоимость проданных товаров;

Ac – средняя стоимость активов организации за отчетный год;

Оа – оборотные активы;

Z – запасы;

Х = S / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;

Y = Oa / A – доля оборотных активов в формировании активов;

H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;

L = C / Z – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Математически это выглядит следующим образом:

ΔRX = (X1 – X0) * Y0 * H0 * L0 ;

ΔRY = (X1 – 1) * (Y1 - Y0) * H0 * L0 ;

ΔRH = (X1 – 1) * Y1 * (H1 - H0) * L0; (19.16)

ΔRL = (X1 – 1) * Y1 * H1 * (L1 - L0).

где ΔRi – влияние i –го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.

Для проведения анализа необходимо использовать информацию из Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках (Семинар Таблица 19.5).


Финансовые коэффициенты дают возможность увидеть изменения в результатах хозяйственной деятельности и помогают определить тенденции и структуру таких изменений, что, в свою очередь, может указать руководству организации на существующие проблемы и возможности их разрешения.

В обобщенном виде определение финансовых коэффициентов для анализа финансовых результатов выглядят следующим образом:

- оборачиваемость средств или их источников. Этот показатель равен отношению выручки продаж к средней за период величине средств или их источников, и он позволяет судить о деловой активности организации в финансовом аспекте;

- рентабельность продаж, которая равна отношению прибыли к выручке от продаж;

- рентабельность средств или их источников. Этот показатель равен отношению прибыли к средней за период величине средств или их источников.

При расчете второго и третьего показателей может быть взята как прибыль от продаж, так и прибыль до налогообложения или чистая прибыль.

В случае, если рентабельность средств или их источников вычисляется на основе прибыли от продаж и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между вышерассмотренными коэффициентами можно проследить следующую взаимосвязь:

Рентабельность средств или их источников = Рентабельность продаж * Оборачиваемость средств или их источников (19.17)

Эта формула показывает, что прибыльность средств организации или их источников обусловлена как политикой ценообразования и уровнем затрат на производство товаров (они отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью организации, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. По этой формуле можно также определить пути повышения рентабельности средств или их источников. Так при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, соответственно, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность организации может быть компенсирована только снижением затрат на производство товаров, т. е. повышением рентабельности продаж.

Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе прибыли,

- показатели, рассчитанные на основе производственных активов,

- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.

Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.

Для оценки рентабельности организации разработан ряд коэффициентов. Наиболее важные из них представлены в таблице 19.7 (расчет на семинаре)

Таблица 19.7 Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации

Показатель Расчетная формула, номер строки и формы бухгалтерской отчетности Начало пери- ода Конец пери- ода Изменение
(+/-) %
Рентабельность активов организации Rа = стр. 160 Ф 2 / стр. 300 Ф 1        
Эффективность внеоборотного капитала RВК = стр.010 Ф 2 / стр. 190 Ф 1        
Рентабельность оборотного капитала RОК = стр. 160 Ф 2 / стр. 290 Ф 1        
Рентабельность продаж RПР = стр. 050 Ф 2 / стр. 010 Ф 2        
Коэффициент рентабельности основной деятельности RОД = стр.050 Ф 2 / (стр.020 Ф 2 + + стр.030 Ф 2+стр.040 Ф 2)        
Рентабельность перманентного капитала RПК= стр. 050 Ф 2 / (стр. 490 Ф 1 + + стр. 590 Ф 1)        

Рентабельность активов организации(Rа:) характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (RВК) характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса организации. Если значение показателя эффективности внеоборотного капитала за текущий период, меньшее, чем его значение за базовый или предыдущий период, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если в рассматриваемый период организация не приобретала новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.

Рентабельность оборотного капитала (RОК) отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Кроме того, данный коэффициент показывает, насколько ликвидным является товар, выпускаемый организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями товара. Уменьшение значения показателя показывает снижение эффективности использования оборотного капитала и увеличение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, повышение степени коммерческого риска. Рассматриваемый показатель характеризует эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит.

Рентабельность продаж (RПР) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.

Коэффициент рентабельности основной деятельности (RОД) определяет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль затрат на производство и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров. Этот коэффициент в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т. е. снижение значения данного показателя также свидетельствует о росте затрат на производство товаров или снижении цен на них с той лишь разницей, что данный коэффициент более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство и рентабельность деятельности организации.

Рентабельность перманентного капитала (RПК) отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент RПК отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе.


Семинар 19.

Таблица 19.1 Динамика показателей прибыли (убытка) до налогообложения организации

Показатели Предыдущий период Отчетный период Темп роста, %
сумма, тыс.руб. струк-тура, % сумма, тыс.руб. струк- тура,%
Доходы и расходы по обычным видам деятельности          
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   -   - 125,0
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг   -   - 115,9
3. Валовая прибыль, (стр.1- стр.2)   -   - 222,0
4. Коммерческие расходы   -   - 273,0
5. Управленческие расходы          
6. Прибыль (убыток) от продаж, [стр.3 - (стр.4 + стр.5)]   137,23   168,13 152,1
Прочие доходы и расходы 7. Проценты к получению - - - - -
8. Проценты к уплате   - 15,71   - 20,00 237,0
9.Доходы от участия в других организациях - - - - -
10. Прочие операционные доходы   -   - 121,3
11. Прочие операционные расходы   -   - 121,2
12. Прибыль от операционных доходов (стр.10 – стр.11)   0,61   1,87 378,2
13. Внереализационные доходы   -   - 208,4
14. Внереализационные расходы   -   - 217,1
15. Внереализационная прибыль, (стр.13 – стр.14) -5298 -22,13 -11889 -40,00 -224,4
16. Прибыль (убыток) до налогообложе- ния(стр.6. + стр.7– стр.8+стр.12+ стр.15)         124,2

Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле:

где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, n - число видов прибыли, ед.

,

,

,

,

, итого: 24,2, расчет верен.

Из данных таблицы 19.1 следует, что прибыль организации до налогообложения за отчетный период выросли, и увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки и прибыли от продаж.

Таблица 19.2 Исходные данные для анализа прибыли от продаж

Составляющие прибыли По отчету предыдущего периода, тыс. руб. По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб. По отчету текущего периода, тыс. руб.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S)      
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (C)      
Прибыль от продаж, (П)      

Расчеты проводятся в следующем порядке:

1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):

П = ПТП – ППП; ∆ П = 49978 32855 = 17123 тыс.руб.

2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):

П1 = SТПS1

где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;

S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб.

3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):

П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1),

где ППП - прибыль предыдущего периода;

К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:

k 1 = С1 / СПП,

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.

k 1 = 651040 / 530234 = 1,2278;

П 2 = 32855 * (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб.

4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):

П3 = ППП * (k2 - k1 )

где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:

k2 = S1 / SПП

где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;

SПП – объем продаж в предыдущем периоде.

k 2 = 692048 / 563089 = 1,229;

П3 = 32855 * ( 1,229 - 1,2278 )= 32855* 0,0012 = 39тыс. руб.

5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):

П4 = С1 - СТП

где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.

П4 = 651040 651627 = -587 тыс. руб.

6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (П5 ):

П5 = СПП *k2 – С1.

П5 = 530234 * 1,229 651040 = 627 тыс. руб.

7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (П ):

П = , 1

где Пi – влияние i -ого фактора;

n - количество факторов.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров П составило:

П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб.

Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 19.3 Результаты факторного анализа прибыли от продаж

Факторы, вызвавшие изменение прибыли в текущем периоде Сумма, тыс.руб. Структура, %
1. Изменение цен +9557 55,82
2. Объема продаж +7484 43,71
3. Изменение структуры продаж +39 0,23
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы -587 -3,43
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж +627 3,66
Итого: +17120 +100

Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.

Распределение чистой прибыли для исследуемой организации за текущий период приведено в таблице 19.4.

Таблица 19.4 Распределение чистой прибыли

Вид фонда Сумма от распределяемой прибыли, тыс. руб. Доля чистой прибыли, %
Чистая прибыль    
Резервный    
Накопления    
Потребления    
Социальной сферы - -

В данном случае значительная часть чистой прибыли организации направлена в фонды накопления (60%)и потребления (30%). Это характеризует направленность организации на развитие средств производства и стимулирование труда работников.

Таблица 19.5 Анализ и оценка рентабельности активов организации

Показатель Предыду- щий период Текущий период
Исходные данные
1. Прибыль от продаж, тыс.руб. (П), (стр. 050 ф. 2)    
2. Объем продаж, тыс.руб. (S), (стр. 010 ф. 2)    
3. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. (С), (стр.2 – стр.1)    
4. Средние остатки запасов, включая НДС, тыс.руб. (Z), (стр.210 ф.1 + + стр. 220 ф.1)    
5. Средние остатки оборотных активов, тыс.руб. a), (стр.290 ф.1)    
6. Средние остатки активов, тыс.руб. C), (стр. 300 ф.1)    
Расчетные данные - факторы
7. Выручка на 1 руб. себестоимости, стр.2: стр.3 (Х) 1,0620 1,0767
8. Доля оборотных активов в формировании активов, стр.5: стр.6 (Y) 0,4436 0,4629
9. Доля запасов в формировании оборотных активов, стр.4: стр.5 (H) 0,6669 0,6501
10. Оборачиваемость запасов в оборотах, стр.3: стр.4 (L) 7,1754 7,5645
11. Рентабельность активов, (Ra) 0,1315 0,1746
12. Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему х 0,0430
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов
13. Выручка на 1 руб. себестоимости, Х х 0,0313
14. Доля оборотных активов в формировании активов, У х 0,0071
15. Доля запасов в формировании оборотных активов, H х -0,0041
16. Оборачиваемость запасов в оборотах, L х 0,0087
Совокупное влияние всех факторов х 0,0430

Результаты вычислений позволяют сказать, что выручка на 1 рубль себестоимости возросла с 1,0620 до 1,0767, а доля оборотных активов в формировании активов за текущий период выросла с 0,4436 до 0,4629. Это связано, с одной стороны, с тем, что снизилась доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. С другой стороны, это связано с изменением абсолютной оценки оборотных активов в результате инфляции с одной стороны, и в результате изменения остатков запасов на складе - с другой стороны.

Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что происходит снижение этой доли с 0,6669 до 0,6501, т.е. происходит снижение оборотного капитала в запасах, что можно расценивать как положительную тенденцию повышения качества управления структурой оборотного капитала и общей эффективности производства.

Четвертый показатель четырехфакторной модели - оборачиваемость запасов - показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают в процессе производства и продажи товаров. Чем больше этот показатель, тем лучше для организации, так как он свидетельствует об эффективности использования оборотного капитала. Запасы в данном случае составляют более 65% общей суммы оборотного капитала, и оборачиваемость запасов выросла с 7,1754 оборотов в предыдущем периоде до 7,5645 в текущем периоде.

Чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов организации, проводится факторный анализ, и результаты этого анализа представлены в заключительной части вышеприведенной таблицы. Полученные данные можно прокомментировать следующим образом.

Основным фактором, который повлиял на повышение рентабельности активов, был ценовой фактор - доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате его влияния рентабельность активов увеличилась на 3,13%. Изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало отрицательное влияние на рентабельность активов и составило - 0,41%.

В результате проведенного анализа следует подчеркнуть, что большое влияние на эффективность производства оказывают внешние факторы: курс валюты, инфляция и т.д. Администрация организации не в силах влиять на изменение внешних факторов, и следует максимально использовать внутренние резервы, такие как оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов и т.д. Полный анализ влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности активов организации дает возможность администрации предусмотреть и предотвратить влияние негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.

Таблица 19.6 Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации

Показатель Расчетная формула, номер строки и формы бухгалтерской отчетности Начало пери- ода Конец пери- ода Изменение
(+/-) %
Рентабельность активов организации Rа = стр. 160 Ф 2 / стр. 300 Ф 1 0,074 0,067 -0,008 89,86
Эффективность внеоборотного капитала RВК = стр.010 Ф 2 / стр. 190 Ф 1 4,052 4,563 0,511 112,61
Рентабельность оборотного капитала RОК = стр. 160 Ф 2 / стр. 290 Ф 1 0,167 0,144 -0,023 86,12
Рентабельность продаж RПР = стр. 050 Ф 2 / стр. 010 Ф 2 0,058 0,071 0,013 122,08
Коэффициент рентабельности основной деятельности RОД = стр.050 Ф 2 / (стр.020 Ф 2 + + стр.030 Ф 2+стр.040 Ф 2) 0,062 0,077 0,015 123,78
Рентабельность перманентного капитала RПК= стр. 050 Ф 2 / (стр. 490 Ф 1 + + стр. 590 Ф 1) 0,184 0,254 0,070 137,89

Снижение показателя на 10,14% свидетельствует о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.

Эффективность необоротного капитала возросла на 12,61%, что отражает рост масштаба бизнеса организации.

Уменьшение значения рентабельности оборотного капитала с 0,167 до 0,144 показывает снижение эффективности использования оборотного капитала и увеличение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, повышение степени коммерческого риска.

В нашем случае отмечается рост рентабельности продаж на 22,08%, что, несомненно, является положительным результатом.

Коэффициент рентабельности основной деятельности (RОД). В данном случае наблюдается рост показателя на 23,78% за период.

В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент рентабельность перманентного капитала (RПК) отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе. Значительное увеличение данного показателя (на 37,89%) не является случайным, это говорит о целенаправленной политике предприятия на повышение эффективности использования капитала.


Вопросы:

1.Цели и содержание управления финансовым состоянием коммерческой организации

2.Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности

3.Сущность, содержание и методы анализа финансовой устойчивости

4. Общая оценка деловой активности организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: