double arrow

Вопрос. Принципы жилищного права (основные начала).


Статья 1 ЖК вытекают следующие принципы, на которых основывается ЖЗ.

1. Необходимость обеспечения органами гос власти и МСУ условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. Различные меры по обеспечению таких условий перечислены в статье 2 ЖК. Перечень не исчерпывающий.

2. Неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища. Основные параметры данного принципа смотреть статью 3 ЖК. Смотреть для примера статья 15 закона «О полиции».

«Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:




1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;



3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.»

3. Необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав. Проявление данного принципа части 2 и 3 статьи 1 ЖК.

4. !!! Признание равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию, распоряжению жилым помещением. Только если иное не вытекает из ФЗ или существа отношений.



5. Необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты. Смотреть статься 11 ЖК и пункты 1 – 3 постановления пленума 14.

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.

3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (часть 2 статьи 15 ЖК РФ, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), мировым судьям в силу пункта 7 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ).

Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы, установленной пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ.

6. Необходимость обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

7. Свобода выбора гражданами законно находящимися на территории России жилых помещений для проживания на законных основаниях.

Данный (7) принцип вытекает из конституционного права граждан на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, ограничения данного права только на основании ФЗ. Смотри статью 8 закона РФ от 25 июня 1993 года.

В РФ введен обязательный регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства. Понятия места пребывания и места жительства статья 20 ГК и статься 2 закона от 25 июня 1993 года. Местом жительства в том числе могут быть и пригодные для постоянного проживания жилые строения, расположенные на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов (этот вывод был сделан в постановлении КС от 14.04.08 №7-П) или к землям сельхоз назначения (постановление КС от 30.06.2011). №13-П.

Следует учитывать, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан у института регистрации специальная цель административный учет, который носит уведомительный характер. Поэтому в частности при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением суды должны исходить из того, что данные о регистрации являются лишь одним из доказательств вселения и его условий. Статья 3 закона от 25.06.93, постановление КС от 2.02.98 №4П. И пункт 13 постановления пленума ВС от 31 октября 1995 года №8.

4 вопрос. Источники ЖП.

4.1. Система источников ЖП. Проблема соотношения жилищного и гражданского законодательства.

Источниками жилищного права являются:

1. Конституция РФ + нормы м/н права.

2. Жилищное законодательство – все одним словом.

3. Иное законодательство. Прежде всего, гражданское. (Вернемся к 2 главам: 18 и 35). Кроме того в силу статьи 8 ЖК к отдельным жилищным отношениям применяется соответствующие законодательство, но с учетом требования ЖК. То есть субсидиарно.

Таким образом, источником жилищного права является не только жилищное, но и иное законодательство, поэтому в частности с формальных позиций не являются тождественными термины источники жилищного права и жилищное законодательство.

Сложным является вопрос о соотношении жилищного и гражданского законодательство.

ВС ориентирует на следующее: «поскольку жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь ввиду, что гражданское законодательство в отличии от жилищного регулирует отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением, как объектом экономического оборота. (пункт 4. Постановления пленума 4). Данное разъяснение не снимает проблему.

Конституция выделяет гражданское и жилищное законодательство в качестве отдельных законодательных отраслей, причем если гражданское предмет ведения РФ, то жилищное совместного ведения. Учитывая, что основанная масса норм содержащихся в жилищном законодательстве имеет гражданско-правовой характер:

1. Такие нормы должны приниматься на федеральном уровне.

2. В части данных норм гражданское и жилищное законодательство следует рассматривать, как общее и специальное. Но по причине установленных и ГК и ЖК приоритетов, открытым остается вопрос о том, какие нормы остается применять в случае их коллизии.

Важное ориентирующее значение имеет судебная практика, но легально нигде и некогда не признавалось.

1. Акты Конституционного суда. В частности постановление от 11 апреля 2011 №4-П. 8.06.2010 №13-П. Это было ключевое постановление про членов семьи собственника.

2. Разъяснения высших судебных инстанций: Постановление Пленума ВС №14, Постановление Пленума ВС от 24.08.93 года №8 по поводу приватизации. Постановление Пленума ВАС РФ от 5 октября 2007 года №57 (о ТСЖ).

3. Судебные акты по конкретным делам и обзоры.

4.2. Понятие и система жилищного законодательства.

ЖЗ образует следующую иерархическую систему:

1). Федеральный. А) ЖК и иные ФЗ ЖК закрепляет свой примат. Часть 8 статьи 5. Вступил в силу с 1 марта 2005 года. Б) Указы президента В) постановление правительства Г) Акты федеральных органов исполнительной власти! Данные акты издаются лишь в случаях и в пределах предусмотренных А, Б, В.

2). Региональный: законы и иные НПА субъектов РФ. В частности смотри:

Закон СО от 5.07.2005 года №139-ГД. «О жилище». Закон СО от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилимы помещениями отельных категорий граждан проживающих на территории СО». Закон СО от 29.06.2004 года №96-ГД «Об ипотечном жилищном кредитовании в СО».

3) Местный уровень. НПА ОМСУ.

Смотри внимательно статью 5 ЖК.

При анализе структуры ЖЗ необходимо учитывать:

1. Термин законодательство ЖК в отличии от ГК использует в широком смысле. Не только законы, но и любые НПА.

2. Хотя ЖЗ включает акты различных уровней, полномочия органов гос. власти РФ, субъектов РФ, и ОМСУ в области ЖО четко разграничены. Смотри статьи 12-14 ЖК.

4.3. Действие ЖЗ во времени. (Пространстве, кругу лиц.)

Смотреть статья 6 ЖК. Статья 9 и 19 вводного закона. Пункты 5 и 18 постановления Пленума №14

Статья 9

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 19

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

5. Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) нормам раздела VIII ЖК РФ "Управление многоквартирными домами" придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.

В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

4.4. Применение ЖЗ по аналогии.

См. статью 7 ЖК. Примеры аналогии закона см. п.22 Постановления пленума №14.

Обратить внимание при аналогии права во внимание принимаются в числе прочего требования гуманности.

Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.







Сейчас читают про: