Тема 4. Проблема текста в текстологии и литературоведении

Два существующие в текстологии направления отражают два противоположных взгляда на задачи текстологии, проблему автора, текста и его истории.

Для Б.Я. Бухштаба, Е.И.Прохорова и др. предметом текстологии является текст (как материальная форма выражения конечной цели творческого процесса, как форма бытования произведения), а целью текстологии — установление основного текста, канона (бытующей формы). Для Д.С.Лихачева, А.Л.Гришунина и др. текст — объективированная история замысла произведения, имеющая стадии и не имеющая второстепенных по своему научному значению текстуальных вариантов; а цель текстолога — объяснение всех причин изменений внутри текста. Для одних текст — последнее произнесенное слово автора. Для других — мучительный поиск этого слова. Расходятся учёные в вопросе о том, что является предметом филологии: деятельность или ее результаты, обусловлены двойственной природой текста произведения, который на любом этапе творческой истории отражает в той же мере результат исканий, в какой и сам процесс в его лишь относительной завершенности. Именно поэтому обвинение в непоследовательности, высказанное в адрес Д.С.Лихачева, связывавшего задачу установления истории текста с интерпретацией его смысла, — представляется неверным и несправедливым.

Текст — это материализация духовной деятельности. Текст — это продукт творческой деятельности личности и объективация самого процесса деятельности. Наконец, текст — в той же мере продукт отдельной личности определенной исторической эпохи, ни на секунду не перестающей подавать свои "импульсы" к рабочему столу художника, в какой и продукт собственно эпохи

Все эти характеристики так или иначе входят в поле зрения текстолога, фиксируются в его исследовательских задачах.

Рассматривая "текст" как универсальную форму бытования не только любого произведения искусства, но и вообще — мысли, М.М. Бахтин подчеркивал неравенство текста и произведения. Это неравенство обусловлено изменчивостью произведения и неизменностью текста. "Произведение, — писал М.М.Бахтин, — как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения)". Рассматривая произведение как единицу литературного процесса, единицу функциональную, М.М.Бахтин противопоставляет ей текст — единицу субстанциональную, единицу процесса создания, становления произведения.

Развернутое определение текста можно найти и в работе Ю.М.Лотмана "Структура художественного текста". В третьей главе исследования даются основные характеристики текста как предмета филологического изучения: выраженность, отграниченность, структурность, вариативность и константность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: