В. К. Тарасов, анализируя возможности искажения понимания и выполнения, выделил несколько технологий.
Таблица 6. Технологии понимания и выполнения
(по: Тарасов В. К.. 1989, с. 5; 10)
Номер технологии | Определение | Пример |
№1 | Технология, которая существует в сознании автора и которую он пытался описать в инструкции. | Технология, сложившаяся и опробованная В. К. Тарасовым в ходе работы Таллиннской школы менеджеров. |
№2 | Технология, которая фактически зафиксирована в инструкции и существует теперь независимо от технологии № 1. | Написанная им книга, которая существует уже независимо от технологии № 1; книга во многом может заменить автора и конкурировать с ним. |
№3 | Технология, которая существует в сознании после ознакомления с инструкцией. | То, что вы извлечете из книги, примете и пропустите через себя. Этих технологий будет столько, сколько читателей у этой книги. |
№4 | Технология, которая фактически реализуется пользователем инструкции, когда он начнет действовать. | То, что вы реализуете на практике. |
№5 | Технология, которая позволяет предсказывать результаты своего поведения и реакции на него других людей. Сверхзадачей этой технологии является обеспечение максимального совпадения технологий № 1 и №4. | Недовольный своей работой составитель напишет новую инструкцию, исполнитель прервет исполнение и вновь прочитает инструкцию, и т. д. Другой пример: реализация технологий поручается другим людям. |
По Тарасову, ни одного дела нельзя сделать, оставаясь в рамках четырех технологий: неизбежно приходится создавать технологию № 5. Однако эта технология выводит нас на новый уровень. «Представим себе человека, который решил ничего не делать сам: все, что только можно, он перепоручает другим людям или машинам. Оказывается, что совсем необязательно знать содержание четырех технологий — все можно сделать по технологии № 5, или п е р с о н а л — т е х н о л о г и и» (Тарасов В. К., 1989, с. 7).
|
|
Четыре основные технологии В. К. Тарасова были преобразованы мною в «четыре драмы общения».
Таблица 7. Четыре драмы общения
Название драмы | Суть драмы | Пример | Номер по списку Тарасова |
1. Драма слушания | Слушаю, но не слышу | - У меня сейчас трудный период... - Ой, а у меня-то что случилось, только послушай! Пошла я вчера... | №3 |
2. Драма понимания | Слышу, но не понимаю | - Я вчера смотрела такой грязный фильм, что после него хотелось помыться! - А вчера во втором корпусе давали горячую воду...[4] | №3 |
3. Драма действия | Понимаю, но сделать не могу | - Я знаю, что должен сейчас спокойно и твердо высказать свое предложение. Сейчас я это сделаю - Вы... Я... В общем... Извините, потом как-нибудь... | №4 |
4. Драма самовыражения | Могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу | -Не знаю, как объяснить, ну, говорю что-нибудь... Ну, подходящее к случаю... - Пример какой-нибудь приведи. - Ну, не знаю... Ну, например... Ну, это просто... Не знаю, как сказать... | №1 и №2 |
Пятую технологию можно было бы преобразовать в драму обратной связи. Однако в тренинге лучше работает правило четырех элементов, чем правило 5+2. Правило четырех элементов описано в руководстве по общению для профессиональных инженеров Билля Скотта (B.Scott,1984).
|
|
В своем опыте я многократно убеждалась в справедливости правила четырех элементов. Четыре техники (драмы, способа, ступени и т. п.) участники могут воспринять и запомнить, а пять — уже нет. Список из пяти элементов изначально воспринимается как безнадежный для запоминания (кстати, есть еще и эта драма запоминания), а тем более для реализации (драма действия). Четыре элемента — это вызов, а пять — уже запредельное воздействие. На четыре элемента психологический зрачок сужается, а на пять элементов остается лишь плотно закрыть глаза. К слишком длинному и подробному списку техник участники относятся как к чему-то, с чем можно познакомиться, но не унести с собой как новую органичную часть своего операционального багажа.
Однако, несмотря на правило четырех элементов, список «драм общения» постепенно должен быть продолжен в процессе тренинга. Пятая драма — драма эмоциональности. Оказывается, что зачастую именно она обусловливает или усугубляет другие. Человек понимает, что и как он должен сделать, но эмоциональность, импульсивность и непоследовательность мешают ему это сделать или мешают ему сделать это именно так, как нужно.
Приходится признать, что драмы действия и самовыражения перекрещиваются. Например, к какой драме мы должны отнести неспособность четко сформулировать свою мысль? К драме самовыражения? Но ведь слова — это также и действие. Аналогичным образом, интонация или поворот в сторону собеседника — это и действие, и самовыражение.
Подразделение на четыре драмы является не столько научной, сколько практической классификацией.