Коммуникативная способность

Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как при­родную одаренность человека в общении и как коммуникативную про­изводительность. В этом смысле понятие коммуникативной способно­сти близко к понятию пропускной способности. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым ком­муникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.

Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, матема­тической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большин­ство так или иначе научаются говорить на родном языке, выполнять эле­ментарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Вряд ли все дворянские дети были равно одарены для танцев, музыки, стихосложения и владения иностранными языками. Однако благодаря специальным усилиям учителей и гувернеров большинство из них на­учалось «соответствовать» разнообразным ситуациям светской жизни, приобретая необходимую для этого «светскую производительность».

Можно предположить, что и современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производитель ность, даже если он не является врожденным «гением общения».

К числу коммуникативных способностей должна быть отнесен непроизвольная экспрессивность, или так называемая «способна спонтанного кодирования». Она дает определенны е преимущества развитии умения преднамеренно создавать определенные сигнал (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной с умением «читать» чужие сигналы (Tucker J ., Riggio R., 1988).

Коммуникативное знание

Это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, зако­номерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуни­кативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных си­туаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффек­тивны именно в моем исполнении, а какие — не эффективны.

Восприятие и передача коммуникативных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: