Теперь представим себе коммуникативные умения в виде следующей системы драм общения и коммуникативных умений, позволяющих их преодолеть.
В базовом тренинге коммуникативной компетентности развиваются умения активного слушания и регуляции эмоционального напряжения. Они позволяют разрешить драму слушания, в определенной степени — драму понимания, и в некоторой степени — драму самовыражения и драму действия, но только для ситуаций общения.
Несомненно, умение действовать и умение выражать свои мысли и чувства выходят за рамки активного слушания как собственно слушания. Помимо активного слушания, есть еще и активное... «говорение». Но это — тема других тренингов: самопрезентации, переговоров, личностного влияния и др. В базовом тренинге мы концентрируемся именно на активном слушании партнера. Умение действовать, например, задавать открытые вопросы, и умение выражать свои мысли и чувства, например, в интерпретациях и в вербализации состояний, ограничены задачами собственно коммуникации. Такое деление условно, как вообще условны границы базового тренинга.