Порождение информации, 2. Блокирование информации

При этом блокируется не только информация. Весьма значимым в этих условиях становится блокирование несис­темного поведения. Это связано с тем, что биологические потребности выдвигают на первый план варианты асоци­ального поведения. В связи с этим в кризисные ситуации заранее вводятся опеределенные стабилизаторы поведения, призванные перевести его в социальное русло. Известными примерами такого рода являются:

А. Поведение в период аварии на воде, когда правила задают посадку в шлюпку сначала детей и женщин, затем остальных пассажиров, капитан и команда призваны поки­дать тонущее судно последними.

Б. Знамя части, попавшей в окружение, должно быть со­хранено.

Такого рода примеры показывают, что биологические требования могут блокироваться более сильными социаль­ными нормами. Здесь заранее вводятся системы ценностей, которые призваны противостоять биологическим требова­ниям. Коммуникации в кризисных ситуациях также направ­лены на то, чтобы произошло сохранение социального уп­равления в принципиально новой ситуации, когда в ряде случаев происходит отторжение населения от властных структур. С другой стороны, именно в кризисных ситуациях общество оказывается максимально заинтересованным в наличии лидера, поскольку оно также негативно оценивает последствия потери управления.

Варианты панического поведения должны блокировать­ся еще и по той причине, что в этом случае у человека ра­ботают более древние участки мозга, программирующие более простые реакции. Другая биохимия крови человека в лучае стресса выводит его на принятие другого типа реше­ний в данном случае. Вероятно, даже в древности подобные типы реакций сознательно блокировались определенными типами торжественных колонн, боевым облачением, кото­рое действовало устрашающе на противника с одновремен­но успокаивающим действием на своих.

Стрессовые ситуации сужают число параметров, подле­жащих обработке. По этой причине человек иначе оценива­ет поступающую информацию, гипертрофируя значимость того или иного параметра. Эти особые условия сужения ин­формационного потока формируют иные модели действия и реагирования. Человек усиливает его, исходя из психоло­гических механизмов работы с информацией — он избира­тельно берет из окружающей его действительности только те характеристики, которые поддерживают выбранную им интерпретацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: