В качестве возможных путей продвижения сообщения можно предложить следующее: техника "от двери к двери" (что особенно важно в случае местных выборов), директ-мейл и масс-медиа. Роль работы с имиджем возрастает по мере перехода от локальной кампании к национальной. Личные контакты, конечно, более эффективны, но они требуют больше времени и достаточного количества добровольцев. Личностное общение, поскольку в нем немалую роль играет обратная связь, носит очень успешный характер. Но даже в таком случае охват аудитории остается незначительным. В 1960 г. кампания Дж. Кеннеди строилась на участии значительного числа добровольцев, которые распределяли литературу, вербовали сторонников. И в ряде штатов именно эти добровольные организации принесли Кеннеди победу. Есть уже современные варианты использования этой традиционной техники. Так, в кампании Р. Перо активно применялся телефон, бесплатная связь по номеру 800, чтобы вербовать потенциальных сторонников. То есть в список техники добавляется телефонная. Приведем сходный пример партийной работы в Великобритании. Брошюра лейбористов завершается словами: "Вы можете написать Тони Блэру, члену парламента, по такому-то адресу, или обратиться по горячей телефонной линии по такому-то номеру".
Директ-мейл помогает собирать фонды и распространять информацию о партии и кандидате. Республиканцы активно использовали директ-мейл в 1988 г. Письма, подписанные Дж. Бушем, рассылались республиканским избирателям. Для подобной цели каждая партия ведет четкий учет своих сторонников. Любое письмо сразу фиксируется, на него обязательно дается ответ.
Клинтон воспользовался стратегий директ-мейл для сбора средств в своей второй избирательной кампании. В письме, в котором шла речь об этом, вопрос о деньгах возникал только в постскриптуме. При этом обращение к миллиону человек обошлось в четыреста тысяч долларов. В первую очередь письма рассылались тем, кто был донором прошлой кампании Б. Клинтона.
Персональные обращения в ряде случаев позволяют собирать до 70% нужных для избирательной кампании средств. Лейбористская партия Австралии в процессе работы с избирателями, рассылая свой опросник, фиксирует основную информацию о них, о том, какие проблемы волнуют их больше всего. Компьютеры обрабатывают эти ответы и создают персонализированные письма, рассказывающие о политике партии. В случае позитивного ответа от избирателя он в дальнейшем получает новые сообщения по тем вопросам, которые представляются важными для него.
В Великобритании этот тип общения с избирателями сначала использовался религиозными организациями. Организация проповедника Билли Грэхема уже к 1963 г. имела список для переписки, который состоял из 11 миллионов человек. В этой организации в течение 15 лет работал Томас Гарви, который создавал для них массовые встречи в 97 странах. Это было как бы возрождением техники, подобной той, которая ухе использовалась в нацистской Германии для выступлений Гитлера и других фашистских лидеров. В 1978 г. Томас Гарви начинает работать на Консервативную партию Великобритании. При этом партийные "орговики" встречали его предложения с большим сопротивлением. Однако принципы, которые ввел Гарви, были достаточно простыми. Он говорил: "Во-первых, следует сделать более легким процесс выступления для выступающего, а во-вторых, облегчить процесс восприятия для воспринимающего"*. Во втором случае для слушающих сознательно создается "дружеское окружение". Сходная задача, кстати, возникает при дизайне крупных отелей и ресторанов. Человек должен чувствовать себя в таких местах не обеспокоенным новизной контекста, а, наоборот, максимально успокоенным, ощущать приятность для себя этого места.
Масс-медиа "съедает" большую часть бюджета: для США в 1976 г. это была половина бюджета, в 1992 г. уже две трети его. Однако, в рамках масс-медиа нельзя выдать на-гора столь же индивидуализированные послания, как в случае директ-мейл, но для создания благоприятного имиджа это наиболее интересный инструментарий. Спутниковые технологии сегодня также позволяют кандидатам отвечать на вопросы местных журналистов непосредственно со своих мест.