Цель — стимулирование взаимного доверия в группе, более
I иубокого самопознания, самораскрытия.
Описание упражнения. Все участники садятся по кругу.
Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако, перед
тем как разъехаться, соберем «чемодан». Мы работали вместе,
поэтому и собирать «чемодан» для каждого будем вместе. Со
держимое «чемодана» будет особым. Так как мы занимались
проблемами общения, туда мы «положим» то, что каждому из
мае помогает в общении, и то, что мешает. «Чемодан» мы бу
дем собирать в отсутствие человека, а когда закончим, то при
гласим его и вручим «чемодан». Он должен его взять и унести
В собой, не задавая вопросов.
Собирая «чемодан», мы будем придерживаться некоторых
Правил:
• В «чемодан» надо «положить» одинаковое количество
помогающих и мешающих качеств.
• Каждое качество будет «укладываться» в «чемодан» толь
ко с согласия группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не
согласен, то группа может попытаться его убедить в правильно
|
|
сти своего решения, а если это не удастся сделать, качество в
• чемодан» не «кладется».
• «Положить» в «чемодан» можно только те качества, ко
торы е проявились в ходе работы в группе.
• «Положить» в «чемодан» можно только те качества, ко-
рые поддаются коррекции.
Руководить сбором «чемодана» будет каждый из нас по очереди. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили.
. Заключении. Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения качеств участника, которому первому собирают «чемодан». Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора «чемодана» вы слушает предложения. Во время сбора «чемоданов» тренер сидит за кругом.
Д ля того чтобы сделать эту ситуацию более доброжелатель
ной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать
вручать собранный «чемодан» в виде записи.
При планировании работы группы в последний день тренер
должен учесть, что на сбор «чемодана» в таком варианте ухо
дит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участии
ка группы.
В заключение работы группы участникам предлагается от
ветить на вопросы анкеты.
Анкета оценки эффективности группы
1. Какое влияние на вашу жизнь оказала работа в группе?
2. Какие основные моменты работы группы можете назвать?
3. Что конкретно узнали о себе в группе:
а) об образе своей жизни?
б) о своих основных жизненных установках?
в) о своих отношениях с другими?
4. Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связы
ваете с участием в группе?
5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались при
|
|
менить в жизни решения, найденные в группе?
6. Какие вопросы задаете себе после окончания работы груп
пы?
7. Какое влияние оказало ваше участие в группе на близких
и значимых для вас людей?
8. Что хотели бы сказать о терапевте группы и его стиле
работы?
9. Что в поведении терапевта помогало вам лучше понять
себя и искать решение своих проблем?
10. Что в поведении терапевта мешало вам добиваться своих
целей в группе?
1 1. Какие отрицательные последствия вы связываете с уча
стием в группе?
12. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для
вас группа?