Упражнение 1. Правила ведения дискуссии

1) Заполните таблицу индивидуально (15-20 минут). Затем уже в малой группе обсудите варианты по каждому пункту и выберите наилучшие формулировки.

Для того чтобы дискуссия была успешной,
нам следует... нашим оппонентам следует...
   

Выполнить это задание вам помогут высказывания ученых, писателей, мыслителей, пословицы.

СИ. Поварнин

«Важное условие настоящего, хорошего и честного спора - уважение к убеждениям и вдохновениям противника, если они искренни... Обычно люди... склонны считать человека, который держится других убеждений, или глупцом, или...настоящим «врагом». Опровергать можно решительно, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками, резкими словами, издевательством... Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума».

Д.Гранин

«...оппонировать нельзя, зажимая рот оратору».

Г.Гейне

«Снова рабби возражает,

В сердце затаив обиду,

И хоть кровь кипит от гнева,

Все же он спокоен с виду».

П.Б.Кабалевский

«Если мой собеседник вызывает меня на размышление и даже на спор - это отлично. Но при этом я хочу видеть у своего собеседника его собственную ясную позицию. Пусть я с ним не соглашусь; и пусть он не навязывает мне свои взгляды, но если позиция собеседника не понятна, то это воспринимается как беспринципность. Каждый может чего-то не знать и в чем-то сомневаться, и пусть он не боится в этом признаться. Но в главном собеседник должен быть убежден».

Пословица

«Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках».

Пословица

«Нечестно хвалить и хулить одну и ту же вещь».

Плутарх

«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

Лейбниц

«Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана».

М.В.Ломоносов

«Ничто не происходит без достаточного обоснования».

И.Кант

«Умение правильно задавать вопрос - есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности».

2) Обменяйтесь вашими работами с другими группами. Работы будут передаваться по кругу. Таким образом, вы прочитаете работы всех групп, после чего ваша таблица вернется к вам. Когда вы будете читать работу других групп, ставьте рядом с каждым положением один из знаков:
«+» - в том случае, если вы согласны с утверждением;

«-» - в том случае, если вы не согласны с утверждением;

«!» - это положение вам особенно нравится;

«?» - это положение вам непонятно (обязательно запишите внизу страницы, что именно вам не понятно).

На эту часть упражнения дается 10 минут.

3) Вы получили назад свою таблицу, в которой другие группы сделали свои отметки. Рассмотрите их. Постарайтесь ответить на вопросы, которые вам задали другие группы.

4) Подготовьте выступление от группы на тему: «Правила ведения дискуссии». В вашем выступлении ответьте на следующие вопросы:

• Что нужно для того, чтобы дискуссия была успешной?

• Как должны вести себя оппоненты, чтобы дискуссия была успешной и не превратилась в драку?

• Какие слова и речевые обороты можно использовать при ведении дискуссии, каких следует избегать?

На подготовку выступления - 3 минуты. На выступление - 2 минуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: