Вступление. Последнее время психоаналитики, в основном, женщины, в своих работах стали затрагивать вопрос о том

Последнее время психоаналитики, в основном, женщины, в своих работах стали затрагивать вопрос о том, как пол аналитика или терапевта влияет на перенос в психоанализе и психоаналитической терапии. Этот вопрос нашел свое отражение и в популярной литературе, например, в романе August Judith Rossner (1983). Действие романа происходит в Нью-Йорке, это рассказ о жизни и взаимоотношениях молодой девушки и ее аналитика- женщины. До этого с девушкой работали два аналитика-мужчины. Сюжет книги позволяет автору выявить различия в методах лечения терапевта-мужчины и терапевта-женщины, причем в книге явно прослеживается феминистская озабоченность автора недостатком эмпатии у мужчин в отношении женщин и их властью над женщиной.

В действительности, в последнее время под напором феминистов психоанализ стал обращаться к вопросам различий в психосексуальном развитии, связанных с полом, а также их влияния на психотерапевтический процесс. Интерес к вопросу обусловлен также общим изменением внутри психоанализа представлений о переносе. Классический взгляд на перенос основан на первых работах Фрейда по этой проблеме. Он представлял перенос как стойкую предрасположенность человека к воспроизведению своих инфантильных конфликтов на личность аналитика (Фрейд 1912), (1915). Более поздние авторы, такие как Blum (1971) и Sandler (1976), добавили к пониманию переноса структурные теории Фрейда и его акцент на агрессивных и либидных влечениях. Они рассматривали перенос как явление, менее стабильное и более подверженное воздействию настоящей аналитической ситуации, в том числе и личности аналитика. Другие авторы, такие как Gill (1982) или Langs (1973), подчеркивали важность взаимодействия между пациентом и терапевтом в развитии переноса. В данном взаимодействии реальность личности терапевта и его восприятие пациентом помогают обнаружить и охарактеризовать перенос. Мое определение переноса основано на неосознаваемой, внутренне и генетически обусловленной, предрасположенности, которая подвержена влиянию и сама оказывает влияние на межличностный процесс, динамической частью которого она сама и является.

Существующий интерес к вопросам пола и переноса порождает многочисленные дискуссии, т.к. он затрагивает важные теоретические и клинические аспекты, такие как роль реальности в развитии переноса, или выбор пола терапевта. Однако, обзор литературы по проблемам пола и переноса (Kulish, 1984) вызывает множество вопросов, но не дает достаточных объяснений. Существует несколько общепринятых положений по данному вопросу. Во-первых, пол терапевта может способствовать возникновению сопротивления внутри переноса, особенно в начале лечения; во-вторых, пол облегчает или влияет на положительный перенос, который может способствовать началу анализа; в-третьих, пол терапевта придает форму и окрашенность, определяет содержание клинического материала; в-четвертых, пол определяет последовательность, в которой возникает этот материал. Последние два пункта были предложены Фрейдом (1931), он считал, что ранний материал, относящийся к до-эдипальной стадии и связанный с образом матери, скорее имеет тенденцию проявиться в переносе по отношению к женщине-аналитику.

Оставшиеся два интригующих, но более противоречивых, пункта рассматривались в последнее время в литературе. Первый заключается в том, что перенос, в зависимости от пола аналитика, принимает «материнский» или «отцовский» уклон. Второй пункт рассматривает эротический или «эротизированный» перенос и то, каким образом пол аналитика может повлиять на подобные проявления. В обоих случаях часто появляется понятие «фаллической матери», в качестве объяснения наблюдаемых различий. В данной работе я намереваюсь более подробно изучить понятие фаллической матери в том смысле, в котором оно употреблено в этом контексте. Я не ставлю цель фокусироваться на понятии как таковом, а лишь использовать его для иллюстрации влияния пола аналитика на перенос. На мой взгляд, пол может стать определяющим организующим фактором, как для пациента, так и для аналитика. Концептуальная конструкция «фаллическая мать» включает в себя и те искажения, которые связаны с вопросами пола, фантазии, которые формируют перенос, и отклонения и пробелы, связанные с полом и влияющие на контрперенос. Прежде чем приступить к обсуждению понятия «фаллической матери», с точки зрения пола и переноса, я кратко рассмотрю использование этого понятия в психоанализе в более общем смысле. Употребление этого термина демонстрирует, как один аспект теории может служить одновременно мощным средством толкования и при этом быть буфером, ограничивающим наше постижение самих себя и наших пациентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: