Макроэкономическое развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса

Экономические fпроцессы fв fмире fразвиваются fв fусловиях fнестабильной fглобальной fфинансовой fконъюнктуры, fхарактеризующейся fвысоким fуровнем fнеприятия fрисков fинвесторами, fчастыми fперемещениями fпотоков fкапитала fмежду fболее fи fменее fрисковыми fсегментами fфинансового fрынка, fзначительной fи fпериодически fрастущей fволатильностью fцен fна fактивы fи fбиржевые fтовары, fкурсов fвалют. fЭто fвносит fнеопределенность fв fоценки fперспектив fразвития fвнешних fусловий fфункционирования fроссийской fэкономики fи fфинансового fрынка.

В рамках прогнозов МВФ и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение темпов роста мировой экономики в 2013 году, возможно умеренное ускорение экономического роста в странах - основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014 - 2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014 - 2015 годах.

Прогнозируемое повышение деловой активности в мире поддержит сложившийся уровень потребления нефти и других товаров российского экспорта, что ослабляет риски ухудшения платежного баланса страны.

Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.

Банк fРоссии fрассмотрел fтри fварианта fусловий fпроведения fденежно-кредитной fполитики fв f2013 f- f2015 fгодах, fодин fиз fкоторых fсоответствует fпрогнозу fПравительства fРоссийской fФедерации. fВ fоснову fсценариев fположена fразличная fдинамика fцен fна fнефть.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 - 5,7% в 2013 году, 3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе на 2013 - 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год.

Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7 - 14%, в 2014 - 2015 годах - 11 - 14% ежегодно.

В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.

В предстоящий период в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым - достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

В fсоответствии fс fбюджетными fпроектировками fв fпредстоящий fтрехлетний fпериод fожидается, fчто fфедеральный fбюджет fбудет fсформирован fс fнекоторым fдефицитом. fПланируется, fчто fв fсреднесрочной fперспективе fего fфинансирование fбудет fосуществляться fпреимущественно fза fсчет fгосударственных fзаимствований fи fпоступлений fот fприватизации. fПри fэтом fпредполагается fувеличить fостатки fсредств fРезервного fфонда fв f2013 f- f2015 fгодах.

В fпервом fварианте fденежной fпрограммы fпредполагается fрост fчистого fкредита fфедеральному fправительству, fв fрамках fвторого fи fтретьего fвариантов f- fего fснижение, fобусловленное fв fосновном fпланируемым fнакоплением fсредств fна fсчетах fсуверенных fфондов.

Указанные fусловия fбудут fопределять fвлияние fбюджетного fканала fна fформирование fденежного fпредложения. fПри fэтом fожидается fрост fвалового fкредита fбанкам fв f2013 fгоду fпо fпервому fи fвторому fвариантам, fв f2014 f- f2015 fгодах f- fпо fвсем fвариантам.

В fрамках fпервого fварианта fденежной fпрограммы fпри fреализации fсценария fзначительного fснижения fсредних fмировых fцен fна fнефть fв f2013 fгоду fожидается fуменьшение fЧМР fпо fсравнению fс fпредыдущим fгодом fна f0,7 fтрлн. fрублей, fв f2014 fгоду f- fна f0,2 fтрлн. fрублей, fв f2015 fгоду f- fна f0,7 fтрлн. fрублей. fДля fобеспечения fроста fденежной fбазы, fсоответствующего fпараметрам fданного fварианта fпрограммы, fнеобходимо fувеличение fчистых fвнутренних fактивов f(ЧВА) fорганов fденежно-кредитного fрегулирования fв f2013 fгоду.

Снижение fцен fна fнефть fниже fуровня, fзакладываемого fв fпроекте fбюджета fна f2013 f- f2015 fгоды, fобусловливает fповышение fуязвимости fбюджета fк fразличным fшокам. fДефицит fфедерального fбюджета fв fрамках fуказанного fварианта fв f2013 fгоду fможет fсоставить f3 f- f4% fВВП. fОднако fв f2014 f- f2015 fгодах fвозможно fуменьшение fрасходов fфедерального fбюджета fна fвеличину fусловно fутвержденных fрасходов, fчто fможет fпривести fк fснижению fбюджетного fдефицита. fВ fслучае fразвития fкризисных fтенденций fв fглобальной fэкономике fусловия fзаимствований fкак fна fвнутренних, fтак fи fна fвнешних fдолговых fрынках fмогут fзначительно fухудшиться, fчто fне fпозволит fпривлечь fсредства fв fнеобходимых fобъемах fна fприемлемых fусловиях. fВ fсоответствии fс fпроектом fфедерального fбюджета fпри fнедостаточности fнефтегазовых fдоходов fв fслучае, fесли fпрогнозная fцена fбудет fниже fбазовой, fна fпокрытие fдефицита fфедерального fбюджета fвозможно fбудет fиспользовать fсредства fРезервного fфонда.

В fпервом fварианте fпрограммы fпредполагается fувеличение fобъема fчистого fкредита fрасширенному fправительству fв f2013 f- f2014 fгодах fна f0,5 fтрлн. fрублей fежегодно, fв f2015 fгоду f- fна f0,4 fтрлн. fрублей. fСогласно fрасчетам fпо fпрограмме, fпри fреализации fданного fсценария fв f2013 f- f2015 fгодах fприрост fчистого fкредита fбанкам fможет fсоставить f0,8 f- f1,3 fтрлн. fрублей fв fгод fза fсчет fактивизации fопераций fБанка fРоссии fпо fпредоставлению fликвидности fбанковскому fсектору. fВ fэтих fусловиях fк fконцу f2015 fгода fобъем fвалового fкредита fбанкам fможет fсоставить fпорядка f60% fот fобъема fденежной fбазы.

Во fвтором fварианте fденежной fпрограммы fпредполагается fумеренная fдинамика fмировых fцен fна fнефть fв fрамках fпрогнозного fпериода. fСоответствующий fпоказателям fпрогноза fплатежного fбаланса fприрост fЧМР fсоставит fв f2013 fгоду f0,8 fтрлн. fрублей, fв f2014 fгоду f- f0,7 fтрлн. fрублей, fа fв f2015 fгоду f- f0,4 fтрлн. fрублей. fСогласно fрасчетам, fв f2013 f- f2015 fгодах fуказанный fприрост fЧМР fнеобходимо fбудет fдополнить fувеличением fЧВА fс fучетом fдинамики fденежной fбазы.

Исходя fиз fпредусматриваемого fв fсоответствии fс fпроектом fфедерального fбюджета fсокращения fдефицита fфедерального fбюджета fв fрассматриваемый fпериод fи fосуществления fего fфинансирования fв fосновном fза fсчет fнемонетарных fисточников fобъем fчистого fкредита fрасширенному fправительству fв f2013 f- f2014 fгодах, fпо fоценке, fснизится fна f0,6 fтрлн. fрублей fежегодно, fв f2015 fгоду f- fна f0,8 fтрлн. fрублей.

При fэтом fосновным fканалом fувеличения fЧВА fв f2013 f- f2015 fгодах, fкак fи fв fпервом fварианте, fбудет fприрост fчистого fкредита fбанкам f(на f0,6 f- f1,4 fтрлн. fрублей fв fгод), fкоторый fбудет fобеспечен fв fзначительной fмере fза fсчет fповышения fвалового fкредита fбанкам.

В fсоответствии fс fтретьим fвариантом fденежной fпрограммы, fбазирующимся fна fсценарии fвысоких fцен fна fнефть, fпрогнозируемое fувеличение fЧМР fв f2013 fгоду fсоставит f3,2 fтрлн. fрублей, fв f2014 fгоду f- f3,0 fтрлн. fрублей, fв f2015 fгоду f- f2,5 fтрлн. fрублей. fПри fэтом fв fсоответствии fс fоцениваемой fдинамикой fденежной fбазы fв fуказанные fгоды fпрогнозируется fснижение fЧВА.

С fучетом fпредполагаемой fблагоприятной fвнешнеэкономической fконъюнктуры fи fболее fзначительного fроста fВВП fпо fданному fварианту fможно fожидать fболее fсущественное, fчем fпо fвторому fварианту, fувеличение fостатков fсредств fна fбюджетных fсчетах fв fБанке fРоссии, fчто fсоответствует fснижению fчистого fкредита fрасширенному fправительству fв f2013 f- f2015 fгодах fна f1,5 f- f1,6 fтрлн. fрублей fв fгод. fОбъемы fгосударственных fзаимствований fв fэтом fслучае fмогут fбыть fниже fзаложенных fв fбюджетных fпроектировках. fПри fэтом fв f2015 fгоду fразмер fРезервного fфонда fможет fпревысить fнормативную fвеличину f7% fВВП.

В fрамках fданного fсценария fв f2013 fгоду fожидается fсокращение fчистого fкредита fбанкам fна f0,3 fтрлн. fрублей, fв f2014 fи f2015 fгодах f- fего fрост fна f0,04 fи f0,7 fтрлн. fрублей fсоответственно.

Основные fпараметры fденежной fпрограммы fв fпредстоящий fтрехлетний fпериод fбудут fопределяться fразвитием fситуации fна fвнешних fрынках, fрешениями fБанка fРоссии fв fобласти fвалютной fи fпроцентной fполитики, fсоотношением fмежду fуровнями fпроцентных fставок fна fвнутреннем fи fвнешнем fрынках fи fреализацией fбюджетной fстратегии fРоссийской fФедерации. fПоэтому fпоказатели fпрограммы fне fявляются fжестко fзаданными fи fмогут fбыть fуточнены fпри fизменении fэкономической fконъюнктуры fи fотклонении fфактических fзначений fот fисходных fусловий fформирования fвариантов fразвития fэкономики. fВ fцелях fадекватного fреагирования fна fизменение fсостояния fденежно-кредитной fсферы fи fучета fвозможных fрисков fпри fреализации fденежно-кредитной fполитики fБанк fРоссии fбудет fприменять fвесь fспектр fинструментов, fимеющихся fв fего fраспоряжении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: