Экономическая преступность во внешнеэкономическойдеятельности предприятий и меры по ее выявлению

Внешнеэкономическая деятельность как отечественных так и иностранных предприятий требует самого пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Преступность, прежде всего экономическая, приобрела здесь широкие масштабы. Это касается экспорта и импорта товаров российскими предприятиями, деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, осуществления валютных операций и других сфер деятельности.

Наиболее характерными являются нижеследующие виды экономической преступности во внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Контрабандный экспорт и импорт товаров. Нелегально, без оформления соответствующих документов вывозятся из России металл, нефть и продукты ее переработки, лес и другие виды сырья и материалов. Контрабандный импорт, характерен прежде всего для вино-водочных изделий, продовольственных товаров, табачных изделий, легковых автомобилей.

Искажение сведений о провозимом через таможню грузе. Как показывает практика, многие участники внешнеэкономической деятельности нарушают установленный порядок оформления грузовых таможенных деклараций. Так, занижается количество провозимого через таможню груза, уменьшается его цена, либо провозятся товары вообще без оформления таможенных деклараций.

Декларирование товаров не своим наименованием с целью уменьшения таможенных выплат, либо сокрытия фактов наличия товаров, вывоз или ввоз которых запрещен.

Ложный транзит. Пользуясь несовершенством системы контроля за транзитными грузами, провозимыми по территории РФ, некоторые фирмы прибегают к такому виду контрабанды как ложный транзит. В этом случае фирмы оплачивают лишь разрешение на провоз грузов, а все остальные выплаты, в том числе таможенные пошлины, они якобы будут оплачивать в стране, куда груз должен быть доставлен. На самом же деле груз остается и реализуется на территории РФ.

Заключение двойных контрактов, когда на территории России оформляются документы, содержащие явно заниженные цены на сырье и товары, а после их вывоза за рубеж договоры перезаключаются, а полученная разница зачисляется на специально открываемые в этих целях счета в иностранных банках.

Невозврат (полный или частичный) в Россию валютной выручки. Происходит это главным образом по политическим и экономическим причинам, при которых вкладывать валюту в отечественный бизнес рисковано и невыгодно.

Немало правонарушений допускают совместные предприятия и иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории России. Наиболее распространенными правонарушениями являются нижеследующие.

Вывоз товаров за границу под видом собственной продукции. Видимость собственного производства маскируется путем создания лжефилиалов на российских предприятиях, а также путем заключения договоров на сбор и утилизацию отходов. При этом нередко под видом лома (отходов) вывозится годная продукция, сырье.

Для выявления такого рода нарушений требуется проведение технологических, товароведческих экспертиз, ревизионных проверок и т.п.

Уклонение от выплаты таможенных пошлин. Здесь используется положение Закона о иностранных инвестициях, которое гласит, что имущество, ввозимое для формирования уставного фонда совместного или иностранного предприятия, не облагается пошлинами. Однако затем перевезенное через границу имущество в уставной фонд не включается, а поступает в продажу. Потому необходимо регулярно проверять, куда на самом деле направляется имущество, перемещаемое через границу для формирования уставного фонда.

Занятие производственно-хозяйственной деятельность, не соответствующей Уставу предприятия. Отсюда возможны неучтенные виды деятельности, неучтенная прибыль и, следовательно, уклонение от уплаты налогов.

Применение в контрактах заниженных цен на продукцию. Предприятия по взаимной договоренности занижают цены на реализуемую продукцию, что позволяет уменьшить сумму налога и таможенной пошлины.

Скрытый перевод доходов из одной страны в другу предприятиями, имеющими свои филиалы в различных странах, с целью уменьшения суммы выплачиваемого государству налога на прибыль. Суть данной операции состоит в следующем. Поскольку в разных странах система налогов и их уровень отличаются, то некоторые предприятия, имеющие филиалы в разных странах, стараются перевести максимально доходы в те страны, где налога придется выплатить сравнительно меньше. А там, где налоги высокие, завышаются затраты на производство и реализацию продукции за счет переброски части затрат из филиалов, расположенных в других странах (затраты на управление, лицензионные платежи, таможенные пошлины, затраты на рекламу, на покупку сырья, материалов и др.)

Очевидно, необходимо разработать достаточно эффективные методы предотвращения скрытого вывоза доходов из России, как это уже давно делается во многих странах. Например, следовало бы активнее осуществлять контроль за ценообразованием при ведении совместными и иностранными предприятиями внешнеторговой деятельности. В случае применения контрагентами цен, значительно отклоняющихся от мирового уровня, по отношению к таким предприятиям следовало бы применять соответствующие санкции, начиная с взимания штрафа и кончая запрещением внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления контроля за экспортно-импортными операциями в России создана Федеральная служба по валютному и эскпортному контролю. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно Положению о Федеральной службе одной из главных ее задач является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере внешнеэкономических операций, участие в осуществлении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

* осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства по валютным операциям;

* осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

* организует проведение с участием заинтересованных органов, независимых экспертов и специалистов аудиторские проверки внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

* участвует в работе по учету, оценке, контролю за целевым использованием конфискованных валютных ценностей;

* подготавливает на основании результатов проверок материалы для передачи в соответствующие административные, налоговые и правоохранительные органы и в пределах своей компетенции, оказывает им содействие;

* представляет в органы представительной и исполнительной власти РФ отчеты об организации валютного и экспортного контроля и о результатах деятельности Федеральной службы;

* руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю, своих представителей в учреждениях

РФ за рубежом и в уполномоченных банках;

* осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Для реализации указанных функций Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделяется соответствующими правами. В частности, она имеет право проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством.

Результаты проверки юридических и физических лиц должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения.

Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую тайну, а также не разглашать сведения о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании.

Принципы осуществления валютных операций, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Резиденты и нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов устанавливает Центральный Банк РФ.

В условиях политической и экономической нестабильности переходного периода с целью усиления контроля за движением валютной выручки в Российской Федерации был введен в практику экспортных операций такой дополнительный документ как паспорт сделки. Суть системы контроля с помощью паспорта сделки заключается в том, что завязываются в единую цепочку экспортер, уполномоченный банк, обслуживающий данную экспортную сделку, таможенное учреждение, контролирующее вывоз товара.

Паспорт сделки включает в себя основные реквизиты внешнеторгового контракта. Он, наряду с другими документами, характеризующими деятельность экспортера по выполнению требований валютного законодательства, является основой открываемого уполномоченным банком «досье»по данному контракту. «Досье»должно храниться в делах банка в течение 5 лет. Копию паспорта сделки экспортер представляет для таможенного оформления товара. Без этого товар не выпустят за границу. Сведения, содержащиеся в паспорте, сверяются с другими документами, необходимыми для таможенного оформления груза (таможенная декларация и др.). По завершении оформления товаров паспорт сделки остается в делах таможни вместе с декларацией.

Затем вся информация о сделке поступает в вычислительный центр Государственного таможенного комитета, там обрабатывается в виде учетной карточки таможенного валютного контроля. В карточке содержится информация об отгрузке товара, о банке, в который должна поступить выручка, и сроках ее поступления. Учетная карточка направляется в уполномоченный банк, который подписал паспорт сделки. С этого момента контроль за поступлением выручки лежит на уполномоченном банке, который сообщает о поступлении учетной карточки экспортеру, тем самым давая ему понять, что информирован об отгрузке товара и ждет поступления денег.

В строго установленный срок уполномоченный банк должен вернуть заполненную карточку в таможенный комитет. Данные из нее вводятся в вычислительный центр. На основе информации из таможенных органов и из банка можно выявить те случаи, когда груз из страны ушел, а выручка не поступила, либо полученная сумма не соответствует стоимости отправленного товара.

Информация из вычислительного центра таможенного комитета предоставляется Федеральной службе по валютному и экспортному контролю, Правительству, Центральному Банку, Государственному таможенному комитету. В свободном виде она передается также в Министерство внешних экономических связей и в Государственную налоговую службу РФ.

Для выявления и предотвращения правонарушений отечественными и иностранными предприятиями правоохранительные органы могут использовать самые различные источники информации.

Важными источниками информации являются внешнеэкономические контракты, поскольку здесь находят отражение основные сведения о заключаемых сделках. В частности, следует обращать внимание на то, сделана ли ссылка в контракте на дополнения и приложения. Если нет,то дополнения и приложения в последующем могут быть изъяты или заменены, что ведет к искажению данных об условиях сделки. В частности, скидки с цены купленного товара, отраженные в дополнениях, могут быть не показаны, что приведет к занижению прибыли и, следовательно, к уменьшению налоговых выплат.

Представляет значительный интерес информация, содержащаяся в таможенных декларациях и документах, которые прилагаются к ним.

Как известно, многие предприятия, выходя на мировой рынок, проводят предварительно маркетинговые исследования рынка. Результатами таких исследований являются, как правило, аналитические обзоры (отчеты), которые подготавливаются работниками маркетинговых служб предприятий. В обзоре находят отражение состояние производства конкретных товаров, спрос и предложение на них, правовой и политический климат в стране, цены, тенденции в конъюнктуре рынка. Завершается обзор обычно выводами и предложениями относительно перспектив внедрения предприятия на тот или иной сегмент рынка.

Важно иметь ввиду, что материалы международных маркетинговых исследований рынка представляют интерес и для правоохранительных органов. Ведь на мировом рынке, наряду с положительными процессами, протекают процессы негативного, криминального характера (контрабанда, фальсификация документов на провозимый через границу груз, торговля запрещенными товарами, недобросовестная конкуренция, коррупция, рэкет и т.п.). Специалисты-маркетологи достаточно хорошо информированы о тех правонарушениях, которые совершают как отечественные так и иностранные фирмы, занимаясь внешнеэкономической деятельностью. Поэтому для органов, осуществляющих борьбу с экономической преступностью, работники маркетинговых служб предприятий и материалы их исследований рынка могут служить источником информации. Вместе с тем, маркетологи способны давать квалифицированные консультации по различным вопросам внешнеэкономической деятельности предприятий.

Эффективность борьбы с экономической преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько комплексно и системно организована работа правоохранительных органов. Составными элементами такой системы являются следующие:

1. Предупредительно —профилактическая деятельность по следующим основным направлениям:

а) выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступным посягательствам;

в) выявление лиц, совершающих преступления или склонных к их совершению, и профилактическая работа с ними;

в) предотвращение преступлений, подготавливаемых и замышляемых хозяйствующими субъектами, вступающими во внешнеэкономические связи.

2. Характеристика совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности преступлений. Целесообразно такую характеристику давать применительно к стадиям организационно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Основными стадиями эдесь являются:

а) получение хозяйствующими субъектами лицензий на право заниматься внешнеэкономической деятельностью;

б) подыскание партнеров, с которыми субъекты внешнеэкономической деятельности могут вступать в экономические отношения, изучение положительных и отрицательных качеств партнеров;

в) подготовка и подписание контрактов и других внешнеторговых документов;

г) реализация контрактов и других обязательств, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

д) производственно-экономическая деятельность предприятий и их подразделений, имеющих отношение к внешнеэкономическим операциям.

3. Систематический сбор материалов, характеризующих состояние внешнеэкономических связей и представляющих интерес для правоохранительных органов (хозяйствующие субъекты, вступающие во внешнеэкономические отношения; лица, занимающиеся экспортно-импортными сделками; организации, выдающие лицензии; иностранные фирмы, взаимодействующие с отечественными хозяйствующими субъектами и т.д.).

Четкая система взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими структурами и другими юридическими и физическими лицами, которые могут оказать содействие в получении необходимой информации, проведении экспертизы, оказать профессиональную помощь в виде консультаций, экономико-правовых исследований и т.д. Среди контролирующих структур наибольший интерес для подразделений по экономической преступности представляют федеральная служба по валютному и экспортному контролю, налоговая полиция, налоговая инспекция, антимонопольные органы, независимые аудиторские фирмы, организации, которые следят за использованием Закона «О защите прав потребителей», важно также иметь тесные контакты с работниками таможни, с органами юстиции, прокуратуры, Госстандарта, с арбитражными судами, со специалистами научно-исследовательских, учебных заведений и т.п.


ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс об административных правонарушениях // Российская газета. – 2001. – №256.

2. «Таможенный Кодекс РФ» от 28.05.2003 №61- ФЗ (ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007).

3. Федеральный закон от 8.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. – 2003, № 254.

4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.10.2007) «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // «Российская газета». - 2003, № 253.

5. Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» //Российская газета.- 1996, №163.

6. Абакумов Г.Ш. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М.: Приор-Издат, 2006.

7. Калинов А.А., Игонин Ю.М. «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и вопросы предупреждения экономических преступлений»: Учебное пособие. — Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997.

8. Маховикова Н.И. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. –СПб.: Вектор, 2006.

9. Назаренко К. С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятельности. – М.: Экзамен, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: