Деятельности предприятий

В первом приближении разнообразные виды внешнеэкономической деятельности предприятий можно по своему характеру сгруппировать в четыре основных направления: международная торговля, совместная предпринимательская деятельность, прямое иностранное инвестирование, международные финансовые операции неинвестиционного характера.

Международная торговля (внешнеторговая деятельность) —это экспортные и импортные операции российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности. В более широком плане внешнеторговая деятельность —это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются. Услуги —предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Экспорт —вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Импорт —ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) —юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) —юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица —иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Международная торговля (экспорт и импорт товаров), как и внутренняя торговля, предполагает три основных метода осуществления торговых операций:

* прямой метод торговли, при котором фирма сама занимается продажей произведенного ею товара;

* косвенный метод —через отечественных и зарубежных посредников;

* комбинированный (смешанный) —на основе сочетания первых двух методов торговли.

Прямой метод торговли дает возможность товаропроизводителю непосредственно находиться на рынке, изучать его особенности, специфику запросов покупателей, совершенствовать как сам товар, так и формы торговли. Однако прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и богатого торгового опыта, наличия торгово-сбытовых структур в местах реализации товаров, хорошего знания соответствующего законодательства. Большинство отечественных экспортеров и импортеров не удовлетворяют перечисленным требованиям. Отсюда —ошибки и просчеты, заключение неразумных сделок, в результате чего проигрывают и сами фирмы, и государство лишается значительных поступлений в валюте. Прямой метод торговли нередко сопряжен с различными правонарушениями, особенно со стороны молодых, недавно созданных фирм, стремящихся к быстрому и не всегда законному обогащению.

Косвенный метод продаж строится на использовании посредников, имеющих значительный коммерческий опыт и обладающих больших объемом информации о рынке. Посредники —фирмы (коммерческие организации как юридические лица), в юридическом и хозяйственном отношении независящие от производителя и потребителя товара и в той или иной форме содействующие продвижению (providing, promouting) товара. Дочерние компании, филиалы и коммивояжёры к посредникам в этом смысле не относятся. При обращении к услугам посредников фирмы-экспортеры избавляются от необходимости иметь разветвленную сеть служб, обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность, что особенно важно для мелких и средних предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что косвенный метод торговли требует особой тщательности в выборе посредника, в предварительном его изучении, поскольку от его добросовестности и компетентности во многом зависит успех экспортных продаж. Имеется масса фактов, когда посредниками становились на российском рынке подозрительные иностранные фирмы, имеющие у себя на родине сомнительную репутацию, склонные к различного рода авантюрам и правонарушениям.

При комбинированном (смешанном) методе торговли часть своей продукции предприятие реализует за рубеж самостоятельно, через собственную сбытовую сеть, а часть —через посредников.

Совместная предпринимательская деятельность (совместное предпринимательство) предприятий разных стран может осуществляться в нескольких формах. Основными из них являются (перечислим в порядке возрастания степени сотрудничества и взаимозависимости партнёров):

* переработка давальческого сырья;

* управление по контракту («экспорт менеджеров»);

* производство и сбыт продукции на основе производственной кооперации;

* франчайзинг;

* трансферт технологий (через лицензионные соглашения);

* передача/продажа авторских прав;

* создание совместных предприятий. Дадим организационно-экономическую характеристику каждой форме совместной предпринимательской деятельности.

Давальческие сделки —распостранённая форма организации поставок сырья на перерабатывающие предприятия, когда поставщик сырья одновременно выступает собственником части конечной продукции. Применительно к поставке глинозёма для выплавки аллюминия давальческие сделки носят название толлинга (толлинговые сделки).

Сущность управления по контракту заключается в том, что фирма предоставляет зарубежному партнеру услуги в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а управленческие услуги. Управление по контракту позволяет фирме выйти на зарубежный рынок с минимальным риском и получить устойчивый доход. Для такого рода совместного предпринимательства фирма должна располагать необходимым резервом квалифицированных менеджеров. Управление по контракту широко распостранено в сфере управления инвестиционными проектами (деятельность т.н. «проектных компаний»).

Производство и сбыт продукции на основе производственной
кооперации
предполагает заключение единого многостороннего

контракта между фирмами (различных государств), являющихся звеньями одной «технологической цепочки»и связанных друг с другом как поставщики и потребители. Такой контракт заменяет локальные договоры купли-продажи. Его суть заключается в том, что поставщики не продают, а передают комплектующие сборочным предприятиям, и лишь после продажи готовых изделий выручка распределяется между всеми участниками. Кооперация сближает партнёров, увеличивает степень заинтересованности в конечном результате. Кооперация дает каждой фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в более тесное партнерство с иностранными товаропроизводителями.

Франчайзинг —одна из наиболее интересных и перспективных для России форм международного совместного предпринимательства.

Франчайзинг есть форма долгосрочного сотрудничества между двумя фирмами-производителями (чаще всего находящихся в разных странах), когда франчайзер передаёт (за вознаграждение) франчайзи право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру, в т.ч.:

* право на его фирменное наименование и/или коммерческое обозначение;

* передача патентных прав;

* право на охраняемую коммерческую информацию, незащищённую патентом («know-how»);

* право на техническое и консультативное содействие со стороны франчайзера.

Обычно в качестве франчайзера выступает крупная, хорошо известная производственная фирма, заинтересованная в расширении рынка сбыта своей продукции и получении дополнительных доходов. В качестве франчайзи выступает самостоятельное (в юридическом и хозяйственном отношении) предприятие, находящееся в другой стране и не обладающее известным «брэндом»и/или патентными правами. Договор франчайзинга дает ему возможность (в известном смысле бесплатную) использовать специфический технологический процесс, товарный знак, накопленный производственный опыт и т.д. в обмен на франчайзинговые платежи (паушальные или роялти). Для франчайзера такая схема отношений является промежуточным решением между открытием в другой стране филиала (или дочернего предприятия) и сотрудничеством со свободными посредниками. Франчайзер получает выход на новый рынок с минимальным риском, а франчайзи не приходится начинать с нуля. При этом предусматривается субсидиарная ответственность франчайзера по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг).

В Гражданском Кодексе РФ вместо термина «франчайзинг»используется термин «коммерческая концессия»как наиболее близкое по смыслу (соответственно используются понятия «правообладатель»и «пользователь»). В то же время в странах ЕЭС коммерческая концессия понимается более обобщённо —как системы распостранения продукции (её производство и/или продажа) и предоставления услуг, использующие единый товарный знак или знак сервисного обслуживания. Разновидности коммерческой концессии в этом понимании:

* франчайзинг;

* эксклюзивное распостранение;

* селективное (привилегированное) распостранение (договор между производителем и торговым посредником);

* и др.

Ключевые отличия франчайзинга от других видов коммерческой концессии —передача (трансферт) «ноу-хау», техническое и консультативное содействие.

Договор коммерческой концессии чаще всего содержит т.н. вертикальные ограничения —дополнительные условия сделки (помимо т.н. базисных условий сделки/поставки —цена, товарная номенклатура, срок поставки): регулирование розничной цены поставщиком, установление нижней/верхней границы объема закупок сырья, установление системы территориальных преференций, и др.

Трансферт технологий означает переуступку (через лицензионные соглашения, от лицензиара к лицензиату) патентных прав на продукты и технологии, а также передачу непатентованной охраняемой коммерческой информации («ноу-хау»). Как и при передаче/продаже авторских прав, объектами сделок являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) —исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

Одной из наиболее распространенных форм совместного предпринимательства является создание предприятий с иностранными инвестициями (совместных предприятий). Деятельность совместных предприятий регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятым 4 июля 1991г.

Иностранными инвесторами в России могут быть:

* иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации;

* иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;

* иностранные государства;

* международные организации.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения заново, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии.

Прямое иностранное инвестирование предполагает создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Это наиболее полное вовлечение предприятий в деятельность на зарубежном рынке.

Закон об иностранных инвестициях разрешает создание на территории РФ предприятий, находящихся в полной собственности юридических и физических лиц. В связи с ввозом капитала допускаются все виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится экспертиза соответствующего инвестиционного проекта.

Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности и не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляется на основании концессионных договоров или соглашений о разделе продукции. Они заключаются с иностранными инвесторами Правительством РФ, иным уполномоченным на то государственным органом или субъектами Федерации в порядке, установленном законодательством РФ о концессиях и о соглашениях о разделе продукции.

Концессия —долгосрочная аренда нерезидентами объектов государственной собственности (обычно —разработка природных ресурсов), не закреплённых на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями или государственными учреждениями. Срок действия договоров определяется в зависимости от характера и условий концессии, а также от установленного законодательством предельного срока.

Контроль за созданием предприятий с иностранными и инвестициями и их учет осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ. В ее функции входят регистрация предприятий с иностранными инвестициями, ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных компаний.

В целях привлечения иностранного капитала, передовых зарубежных технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала в РФ могут на региональном уровне создаваться свободные экономические зоны. Помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории страны законодательством, статус свободной экономической зоны означает предоставление субъектам предпринимательства дополнительных льгот:

* упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

* льготный налоговый режим —иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую через границу прибыль;

* пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

* особый таможенный режим, включающий понижение таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

* упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый.

Мировой опыт показывает, что на комплексное обустройство 1 квадратного километра свободной экономической зоны затрачивается в разных странах от 20 до 70 млн.долларов. При этом самые большие расходы требуются на первом этапе, когда создается производственная инфраструктура, в которую иностранные инвесторы, как правило, избегают вкладывать средства.

Специфической разновидностью свободных экономических зон являются т.н. оффшорные зоны —фактически безналоговый режим функционирования для определённой категории юридических лиц, регистрируемых как «оффшорные компании». Они платят лишь небольшой фиксированный ежегодный платёж, заменяющий налоги. Для них предусматривается упрощённый порядок регистрации и финансовой отчётности, отсутствие налоговых проверок, с условием, что они могут осуществлять любые экономические операции только с нерезидентами данного государства.

Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательства регулируются государством. Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

* единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

* единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

* единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

* единство таможенной территории Российской Федерации;

* приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

* равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

* защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

* исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

В области внешнеторговой деятельности в ведении Российской Федерации находятся следующие вопросы:

(1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

(2) обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

(3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

(4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

(5) определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, оказания технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, передачи технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказания других услуг в области военно-технического сотрудничества и сотрудничества с иностранными государствами в ракетно-космической области;

(6) определение порядка вывоза и ввоза расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов, а также порядка их использования;

(7) определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

(8) определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;

(9) определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

(10) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

(11) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

(12) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

(13) формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

(14) разработка платежного баланса Российской Федерации;

(15) привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

(16) установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

(17) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

(18) участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

(19) создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

(20) владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

Государственная внешнеэкономическая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности заключается в установлении импортных и экспортных таможенных пошлин в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.

По общему правилу экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

* обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

* выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

* защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора. Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти преимущественного права организациям-изготовителям. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

Частью системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является система экспортного контроля —совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного правовыми актами Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

Может иметь место государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными. Федеральный орган исполнительной власти вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предусматривает также защитные меры в отношении импорта товаров. В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.

Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.

Под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба —очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет уведомление соответствующим органам иностранных государств или органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничение. Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:

* соблюдение общественной морали и правопорядка;

* охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

* сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

* защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

* необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

* обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

* защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

* выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:

* не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;

* не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

* запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

* имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.

Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений н нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц. Система органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включает в себя следующие органы:

* таможенные органы;

* Федеральная служба по валютно-экспортному контролю (её деятельность описывается в третьем вопросе);

* Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС);

* другие органы, по роду своей деятельности имеющие отношение к государственному контролю внешнеэкономической деятельности в тех или иных отдельных аспектах: ЦБ РФ, Внешэкономбанк, Министерство экономики и экономического развития, Министерство по антимонопольной политике РФ.

Основную работу по регулированию экспортно-импортных операций проводят таможни. В состав таможен входят таможенные посты как базовые звенья системы.

В качестве иллюстрации можно привести структурное построение таможенных органов Московского региона (г. Москва и Московская область). В Московское таможенное управление входит 4 таможни г.Москвы и 6 таможен Московской области. Все таможни включают в себя 34 таможенных поста с широко разветвленной сетью отделов таможенного оформления и пунктов таможенного контроля.

Непосредственно в Москве таможни созданы по принципу специализации транспорта, перемещающего товары (автогрузовая, железнодорожная), и по видам деятельности (почтово-багажная, выставочная). Таким образом, если товар перевозится автомобильным транспортом, то его оформлением занимается автогрузовая таможня, имеющая свои посты в каждом округе в соответствии с административно-территориальным делением Москвы. Названия постов соответствуют названиям округов. Железнодорожная таможня оформляет товары на станциях Московского железнодорожного узла.

В Московской области зоны деятельности таможен построены по административно-территориальному принципу, то-есть по районам. Областные таможни в своей деятельности универсальны: они оформляют товары, перевозимые как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, оформляют международные почтовые отправления и т.п.

Участник внешнеэкономической деятельности должен оформлять товары на той таможне, в зоне действия которой он находится по своему юридическому адресу.

Пересечение таможенной границы РФ при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке, допускается только в пунктах пропуска и местах нахождения акцизных таможенных постов, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом России. Кроме того, таможенным комитетом определен перечень складов (терминалов),предназначенных для хранения подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

Организацию контроля за ввозом в РФ подакцизных товаров осуществляют акцизные таможенные посты, основными функциями которых являются:

* выполнение заявок на изготовление марок акцизного сбора, продажа марок импортерам;

* таможенное оформление маркированных товаров;

* ведение журнала учета внешнеторговых операций организаций, ввозящих подакцизные товары, подлежащие маркировке;

* в пределах своей комтепенции осуществление борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил.

Контроль за реализацией подакцизных товаров возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей с участием налоговых и правоохранительных органов в пределах их компетенции.

Функции министерства внешнеэкономических связей:

* регистрация некоторых экспортных и импортных контрактов;

* лицензирования экспорта и импорта товаров;

* квотирование экспорта и импорта (количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами);

* определение величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

* нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;

* разработка стратегии государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

* разработка и представление на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации федеральной программы развития внешнеэкономической деятельности;

* заключение международных экономических договоров;

* создание региональных (на местах) уполномоченных МВЭС.

* принятие временных мер по защите внутреннего рынка Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: