double arrow

Управление запасами с применением метода АВС - ХYZ


Анализ АВС – XYZ состоит их двух частей: анализа АВС и анализа XYZ.

«В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищений материальных ценностей, а также преследуя иные цели» [3,с.111]. Логистическое управление характеризуется наличием большого количества однородных объектов по-разному влияющих на результат деятельности предприятия. Разные позиции ассортимента заслуживают разного внимания с точки зрения вклада в результат торговой или производственной деятельности.

Идея анализа ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

В экономике широко известно правило Парето (20/80), согласно которому только пятая часть (20%) от всего количества объектов даёт примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров даёт, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товаров – это только дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Американцы называют эту закономерность «правилом большого пальца» [3,с.113]. Поднятый вверх большой палец правой руки символизирует эти 20% объектов, сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость пальца, поднятого вверх – 80%. Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Таким образом, согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Метод АВС предусматривает более глубокое разделение – на три части: группа А, группа В, группа С. Разделение объектов на группы А, В, С может осуществляться с помощью различных методов. Рассмотрим некоторые из них.

Метод среднестатистического распределения состоит в том, что все множество объектов управления распределяется в группы А, В, С в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице 4.

Таблица 4

Группа Доля в количестве объектов управления, % Доля в результате, %
А
В
С

Анализ АВС проводится в определённой последовательности. Алгоритм проведения анализа АВС представлен на рисунке 8.

Формулирование цели анализа
Идентификация объектов управления по методу АВС
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку
Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака  
Построение кривой АВС
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В, группа С


Рис. 8 Последовательность проведения анализа АВС

Согласно этому методу множество объектов подразделяется на группы А, В и С следующим образом: в группу А включаются 20% объектов управления, в группу В включаются 30%, в группу С – оставшиеся 50% объектов управления. Однако разделить объект управления на группы А, В и С в пропорции, приведенной в таблице 5, удаётся не всегда. Известное правило 20/80 является усредненным соотношением. Решить данную задачу можно графически с помощью кривой АВС анализа.

Метод определения границ с помощью кривой А, В, С анализа состоит в том, что вначале следует построить кривую АВС. Построение кривой АВС в прямоугольной системе координат представлено на рисунке 9. По оси абсцисс откладываются объекты управления, выстроенные в порядке убывания доли объекта к общему объёму объектов. По оси ординат откладывается доля вклада объекта (доля реализации по позиции) в общей реализации, исчисленная нарастающим итогом, выраженная в процентах. Соединим начало системы координат и конец графика прямой ОМ, и проведем касательную к кривой АВС, параллельную линии ОМ. Абсцисса точки касания к кривой (точка К) покажет границу между группами А и В, а ордината укажет долю реализации продуктов группы А в общей реализации. Соединим точку К с концом кривой – точкой М и проведем новую касательную к графику АВС, параллельную линии КМ. Абсцисса точки касания (точка Т) указывает границу между группами В и С в общей реализации.

Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле — ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем. В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y — средние. В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции.

(6)

где - значение спроса по оцениваемой позиции;

- среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n - число периодов, за которые произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение объектов управления на группы X, Y, Z может осуществляться на основе алгоритма, представленного в таблице 5. Порядок проведения анализа XYZ приведен на рисунке 10.

Таблица 5

Возможный алгоритм дифференциации ассортимента

на группы X, Y, Z

Группа Интервал
X 0 ≤ ν < 10%
Y 10% ≤ ν < 25%
Z 25% ≤ ν < ∞

Расчет коэффициента вариации по отдельным позициям ассортимента
Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации
Построение кривой XYZ
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа Х, группа Y, группа Z


Рис.10 Порядок проведения анализа XYZ

Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольной системе координат (рис.11). по оси абсцисс откладываются позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

y



о

Группа Х Группа У Группа Z
х

Рис.11 Кривая XYZ – анализа

Пример. В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Свободных складских помещений тоже нет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Уменьшение запасов не должно при этом отразиться на уровне клиентского сервиса. С этой целью службой логистики проведен анализ АВС, XYZ. Результаты анализа позволяют рекомендовать для отдельных видов товаров разные системы контроля управления запасами.

Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные для проведения анализа АВС, XYZ

Наименова- ние продукта Средний запас за квартал, руб Реализация за квартал, руб.
1-й 2-й 3-й 4-й

Установленная норма запаса на предприятии составляет 20 дней: т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы. Число рабочих дней – 330. Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента. Доля годовых затрат на хранение на предприятии составляет в среднем 30% от стоимости среднего запаса.

Расчет данных анализа АВС представлен в таблице 7.

Графы 2 и 3 таблицы 9 заполняются на основе данных таблицы 6. Далее необходимо рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации и результат внести в графу 3. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Результаты внести в графу 5. Наименование товара по упорядоченному списку соответствует доле товара из графы 3. По полученным данным построить кривую АВС. Распределение позиций ассортимента в группы А, В и С проводится в соответствие с вышеизложенными рекомендациями.

Таблица 7

Расчет данных, полученных в результате анализа АВС

Наиме- нование товара Средний запас за квартал, руб. Доля товара в общем запасе,% Наименова-ние товара по упорядочен-ному списку Доля товара в общем запасе по упорядочен-ному списку,% Груп-па
8.25 56,22 А
2.5 13.2 В
9.9 9.9 В
1.85 8.25 В
0.36 6.2 В
6.2 2.5 С
0.63 1.85 С
56.22 0.89 С
0.89 0.63 С
13.2 0.36 С
Итого        

Т.о. в группу А отнесён товар, имеющий самый большой удельный вес в общем запасе товара, в группу В отнесены товары, имеющие среднее значение удельного веса, в группу С отнесены товары, имеющие небольшой удельный вес.

В результате этого, выполняя задание руководства, служба логистики предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса:

- для товара группы А (лидер в реализации) – сократить норму запаса и довести её до 10 дней;

- для товаров группы В (средняя доля в реализации) – норму запаса оставить без изменения, т.е. 20 дней;

- для товаров группы С (очень низкая реализация) увеличить норму запаса до 30 дней.

Анализ динамики продаж, выполненный по кварталам года (таблица 9), свидетельствует, что разные позиции ассортимента предприятия существенно отличаются друг от другу по стабильности продаж. Товары с высокими колебаниями спроса требуют более тщательного контроля и более высоких страховых запасов. В связи с этим служба логистики провела анализ XYZ, разделив весь ассортимент на группы X, Y и Z по признаку стабильности спроса. С этой целью рассчитывается коэффициент вариации по формуле 6. Результаты анализа XYZ, объединенные с результатами анализа АВС позволяют рекомендовать для отдельных товаров разные системы контроля управления запасами. Расчет данных представлен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет данных, полученных в результате анализа XYZ

Наиме- нование продук- та Средний запас по позиции, руб. Коэффи- циент вариации,% Наименова- ние товара по упорядочен- ному списку Коэффи- циент вариации по упорядо- ченному списку,% Груп-па
6,3 2,5 X
15,8 3,7 X
52,1 6,3 X
Продолжение таблицы 8
8,2 8,2 X
85,0 11,9 Y
11,9 15,8 Y
24,5 24,5 Y
2,5 40,8 Z
40,8 52,1 Z
3,7 85,0 Z

Графы 2 и 3 таблицы 8 заполняются на основе данных таблицы 6. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле 6. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания коэффициента вариации и разместить их в графе 5. Наименование товара по упорядоченному списку соответствует коэффициенту вариации из графы 3. Далее следует разделить анализируемый ассортимент на группы в соответствии с рекомендациями (таблица 5). По полученным данным построить кривую XYZ, которая позволяет визуально определить группы продуктов, в пределах которых поведение коэффициента вариации спроса имеет характерные особенности. Типичная форма кривой XYZ– анализа представлена на рисунке 11. Результаты анализа АВС и XYZпредставлены в таблице 9.

Таблица 9

Данные анализа АВС-XYZ

Анализ АВС Анализ XYZ
Наимено- вание товара по упорядо- ченному списку Доля позиции по упорядо- ченному списку,% Груп- па Наименова- ние товара по упорядочен- ному списку Коэффи- циент вариации по упорядо- ченному списку,% Груп-па
56,22 А 2,5 X
13,2 В 3,7 X
9,9 В 6,3 X
8,25 В 8,2 X
Продолжение таблицы 9  
6,2 В 11,9 Y
2,5 С 15,8 Y
1,85 С 24,5 Y
0,89 С 40,8 Z
0,63 С 52,1 Z
0,36 С 85,0 Z
                   

По результатам проведенного анализа АВС-XYZ составляется матрица, по которой можно дать предложения по управлению запасами для всех товарных позиций. Матрица строится следующим образом: в ячейку АХ вписываются товары, вошедшие в группу А (анализ АВС) и в группу Х (анализ XYZ). В ячейку АY вписываются товары, вошедшие в группу А и в группу Y. В ячейку АZ вписываются товары, вошедшие в группу А и в группу Z и т.д. Матрица АВС-XYZ представлена в таблице 10.

Таблица 10

Матрица ABC—XYZ

АХ AY AZ
BX 10,1 BY BZ
CX CY 2,7 CZ 9,5

По результатам построенной матрицы формируются выводы, которые в общем виде могут выглядеть следующим образом:

- Для товаров, входящих в группы АХ, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиции 8 (группа АХ) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки "точно в срок". Позиции входящие в группу AZ следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас.

- Управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

- Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы СХ, CY и CZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «запас».

2. Перечислите основные функции запасов.

3. Дайте классификацию запасов по разным признакам.

4. Сформулируйте основные причины создания запасов.

5. Сформулируйте основные причины минимизации запасов.

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте возможные стратегии управления запасами.

7. Перечислите и охарактеризуйте виды контроля за состоянием запасов.

8. Сформулируйте основные требования эффективного управления запасами.

9. Сформулируйте понятие страхового запаса.

10. Что включают в себя затраты на содержание запасов?

11. Перечислите основные критерии оптимизации уровня запасов.

12. Определите содержание логистической концепции управления запасами.

13. Сформулируйте сущность и перечислите цели проектирования системы управления запасами в логистике.

14. Определите сущность оптимизационной задачи минимизации затрат на содержание запасов.

15. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные модели управления запасами.

16. Охарактеризуйте модель управления запасами с фиксированным размером заказа, ее преимущества и недостатки, условия применения.

17. Охарактеризуйте модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами, ее преимущества и недостатки, условия применения.

18. Охарактеризуйте модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, ее преимущества и недостатки, условия применения.

19. Охарактеризуйте модель управления запасами «минимум-максимум», ее преимущества и недостатки, условия применения.

20. Сформулируйте цель применения и сущность классификации запасов с помощью АВС-анализа.

21. Сформулируйте цель применения и сущность классификации запасов с помощью XYZ-анализа.

22. Поясните сущность и преимущества классификации запасов посредством совместного применения АВС-анализа и XYZ-анализа.

Тест

1.Товарные запасы — это:

а) запасы готовой продукции, находящиеся на складах готовой продукции фирмы производителя и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей;

б) запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников;

в) запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки;

г) специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.

2.Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

а) замороженные финансовые средства;

б) расходы на содержание специально оборудованных помещений;

в) оплата труда специального персонала;

г) поиск поставщика.

3.Материальные запасы — это:

а) запасы сырья на складе, ожидающие вступления в процесс производственного потребления;

б) готовая продукция, находящаяся на складе предприятия-производителя и ожидающая вступления в процесс личного потребления;

в) находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления;

г) продукция производственно-технического назначения, находящаяся на разных стадиях производства и ожидающая вступления в процесс производственного потребления.

4.К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

а) потери от простоя производства;

б) потери, связанные с порчей товара и хищением;

в) потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

г) потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса.


Сейчас читают про: