Понятие, виды и размер запаса

Т.С. Смирнова

ЛОГИСТИКА:

запасы в логистике

(учебно-методическое пособие)

Кострома

ББК 65.291.592 я 73-1

С 506

Рецензент

Ершова М.Л, кандидат экономических наук, доцент Костромского государственного технологического университета

С 506 Смирнова Т.С. Логистика: запасы в логистике. Учебно-методическое пособие. Общество «Знание» России, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание», Костромская областная организация. – Кострома. – 2009. - с.

Возрастающий интерес к изучению дисциплины «Логистика» обусловлен возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Применение логистики способствует сокращению затрат на содержание запасов, транспортировку грузов, повышению уровня сервиса. В связи с этим задача вузовского образования в области логистики актуальна.

Учебно-методическое пособие «Логистика: запасы в логистике» предназначено для студентов высших учебных заведений экономических и неэкономических специальности дневной и заочной формы обучения. В пособие включены теоретические материалы по управлению запасами, контрольные вопросы, обновлены практические задания для самостоятельной работы студентов, что вызвано необходимостью гибкого реагирования производственных и торговых систем на изменяющиеся приоритеты потребителя в связи с переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Это поможет студентам применить теоретические знания на практике и сформировать профессиональные и предметно-ориентированные компетенции менеджера.

© Т.С.Смирнова, 2012

ISBN 978-5-7646-0108-3

Содержание

1.Понятие, виды и размер запаса.……………………………..5

1.1 Понятие материального запаса………………………………..5

1.2 Необходимость создания материальных запасов………........6

1.3 Классификация запасов………………………………………..8

2.Основные системы управления запасами…………………...........10

2.1 Примерная классификация систем контроля состояния

запасов…………………………………………………………….11

2.2 Система управления запасами с фиксированным

размером заказа…………………………………………..........13

2.3 Система управления запасами с фиксированным

интервалом времени между заказами……………………….18

2.4 Сравнение основных систем управления запасами……….. 22

3.Управление запасами с применением метода АВС, ХYZ……….23

Контрольные вопросы……………………………………………….35

Тест……………………………………………………………………37

Практические задания……………………………………………….43

Понятие, виды и размер запаса

1.1 Понятие материального запаса

Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Общепринятая формулировка гласит: «Материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [3,с.305].

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

- замороженные финансовые средства;

-расходы на содержание специально оборудованных помещений;

- оплата труда специального персонала;

- постоянный риск порчи, хищения.

Если наличие запасов – расходы, то отсутствие запасов – это тоже расходы, выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

- потери от простоя производства;

- потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, однако их создание иногда оказывается вынужденным, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса. Экономисты пытались установить, до какой степени возможно сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период, исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих
запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. Так, за 12-месячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50% [3].

1.2 Необходимость создания материальных запасов

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, её гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой». Рассмотрим основные мотивы, которыми руководствуются менеджеры, создавая запасы.

Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Значит должен накапливаться запас.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Снизить эти затраты можно за счет сокращения количества заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера заказа.

Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей.

Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

— произвести заказанный товар;

— закупить заказанный товар;

— выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является наиболее дорогим, т.к. требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках.

1.3 Классификация запасов

Понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Управление запасами на каждом участке имеет свою специфику.

В процессе переработки сырья в готовое изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: производственные запасы и товарные запасы, которые подразделяются на три вида запасов: текущие, страховые, сезонные (рис.1) [3,с.310].

Материальные запасы
Производственные запасы
Товарные запасы
Запасы текущие
Запасы страховые
Запасы сезонные


Рис.1 Основные виды материальных запасов

Производственные запасы формируются в производственных и сервисных системах и предназначены для производственного потребления. Их основная функция – бесперебойное и надежное материально–техническое обеспечение производственного процесса. К производственным запасам относят предметы труда, поступившие к предприятию-потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке (запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики).

Товарные запасы включают в себя запасы готовой продукции на складах фирм-производителей, т.е. сбытовые, и часть запасов, находящиеся в каналах сферы обращения, которые подразделяются на запасы предприятий оптовой торговли и запасы организаций розничной торговли. Товарные запасы – это запасы на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести запасы готовой обуви, находящиеся на складе готовой продукции обувной фабрики. Товарные запасы подразделяются на товарные запасы средств производства и товарные запасы предметов потребления. Например, запасы пряжи на складах текстильного комбината относятся к товарным запасам средств производства (пряжа подготовлена к реализации, однако покупатель пустит её в производство). Запас готовой обуви, находящейся на складе готовой продукции обувной фабрики, является товарным запасом предметов потребления.

Запасы текущие – это основная часть производственных и товарных запасов. Эти запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется.

Запасы страховые – предназначены для непрерывного производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств (нарушение сроков поставки поставщиками, непредвиденное возрастание спроса и др.). При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса не меняется.

Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного запаса служит запас сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер транспортировки обусловлен отсутствием постоянно функционирующих дорог.

Выделяют также переходящие запасы, подготовительные запасы, неликвидные, запасы в пути и другие виды материальных запасов:

Переходящие запасы – это остатки запасов на конец отчетного периода. Этот запас обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Подготовительные запасы – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе.

Неликвидные (устаревшие) запасы — образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки.

Грузопереработка — это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой.

Спекулятивные запасы — обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.





Подборка статей по вашей теме: