Задачей регулирования денежного обращения является, с одной стороны, предотвращение «перегрева» экономики при чрезмерном предложении денег и их дешевизне, а с другой, недопущение большой нехватки денег, что затрудняет реализацию произведенных благ, сдерживает активность, снижает стимулы к труду из-за задержек зарплаты и т.п.
Поэтому кейнсианцами была предложена политика маневрирования кредитно-денежными ресурсами в зависимости от ситуации в экономике. Она включает, во-первых, институциональное обеспечение необходимой гибкости, но в рамках законодательного регулирования:
разделение полномочий законодательной и исполнительной власти в решении вопросов кредитно-денежной политики;
создание 2-хуровневой банковской системы с четким разделением функций ЦБ и коммерческих банков.
Во-вторых, она предполагает использование 3-х типов регуляторов. Это:
1. операции на открытом рынке – продажа государством казначейских обязательств (государственных облигаций) с высокой ликвидностью и доходностью, чтобы снизить предложение денег, изъять лишние. Банки для этого усиленно ведут выплаты по вкладам, сокращая наличные резервы, которые переходят в казначейские обязательства с отсрочкой платежа. Тем самым с рынка в период превышения предложения денег над их спросом убирается часть наличных денег. На основе эффекта мультипликатора предложение денег сокращается
В период нехватки денежных ресурсов, чтобы увеличить предложение денег, наоборот, проводится операция со скупкой у населения и предприятий государственных ценных бумаг по выгодному курсу, деньги стекаются в банки;
2. изменение нормы резервных требований. Так, при необходимости сократить денежное предложение норма резервов повышается, и часть наличных денег уходит с рынка в резервы, и наоборот;
3. дисконтная (процентная) политика «дорогих» или «дешевых» денег, которая осуществляется регулированием ставки процента, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки.
Для того, чтобы эти регуляторы действовали, нужны определенные условия – развитой рынок капитала и ценных бумаг, доверие населения к политике правительства и его обязательствам и др. В России пока таких условий не сложилось, поэтому данные регуляторы могут применяться лишь ограниченно. Уровень монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП в %) в настоящее время в развитых странах колеблется в пределах 55 – 100%, в развивающихся – 40 -60%. В России во второй половине 90-х гг. он составлял 20%. ЦБ проводил чрезмерно жесткую денежную политику. Сейчас она более соответствует потребностям экономики.
Монетаристы не согласны с такой политикой. Они, как известно, вообще против большого вмешательства государства в экономику. Данные меры они считают еще и недостаточно эффективными по ряду причин:
из-за временных лагов в экономике меры государства запаздывают
мероприятия государства дезорганизует население из-за его рациональных или инфляционных ожиданий
денежная политика неэффективна в условиях стагфляции – сочетания застоя в экономике с инфляцией, что в настоящее время случается нередко.
Поэтому монетаристы рекомендуют:
во-первых, минимальное вмешательство государства в рыночные процессы,
во-вторых, руководствоваться правилом: поддерживать прирост денежной массы в соответствии со средними темпами прироста ВНП.
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ1)
(на начало года; млрд. рублей; 1996 г. - трлн. руб.)
Денежная масса М2 (национальное определение) | 220,8 | 714,6 | 1154,4 | 1612,6 | 2134,5 | 3212,7 | 4363,3 | 6045,6 | 8995,8 |
в том числе: | |||||||||
наличные деньги М0 | 80,8 | 266,1 | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1147,0 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 |
безналичные средства | 140,0 | 448,4 | 735,5 | 1028,8 | 1371,2 | 2065,6 | 2828,5 | 4036,3 | 6210,6 |
1) В связи с изменением с 1 января 2004 г. методологии расчета денежной массы данные на начало 2000 - 2007 гг. приведены с учетом начисленных процентов по депозитам физических лиц и нефинансовых организаций.