Ранняя логопедическая работа

Особой спецификой отличается логопедическая работа при ДЦП. Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетиче­ского восприятия. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует прояв­лениям общей и артикуляционной диспраксии, что затрудняет вы­полнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП явля­ется развитие ощущений артикуляционных поз и движений, пре­одоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются уп­ражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открыты­ми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с за­крытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприо-цептивных ощущениях.

:' '"'".' 243


 

Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения при оральной апраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексиче­ской стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образа» слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в своеобразном недо­развитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляцион­ной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функ­ции рук.

Эти данные определяют необходимость сочетать логопеди­ческую работу с развитием функции рук и общей моторики ре­бенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

При псевдобулъбарноп дизартрии у детей с церебральным па­раличом обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае основной задачей является предварительное снижение мы­шечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопеди­ческой работы.

При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место непо­стоянное повышение мышечного тонуса по типу тонических спаз­мов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, на­правленные на стимуляцию проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению ар­тикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

Также важно иметь в виду, что при экстрапирамидной форме дизартрии нередко наблюдаются нарушения слуха по типу нейро-сенсорной тугоухости. При этом прежде всего страдает воспри­ятие высоких тонов.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность арти­куляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над син­хронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразо-вания.


Система логопедического воздействия при всех формах диз­артрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-граммати-ческой стороны речи и связного высказывания.

Спецификой этой работы является ее сочетание с дифференци­рованным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопеди­ческой ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкульту­рой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их ранне­го начала и систематического проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

— зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, а также состояния его интеллекта;

— развитие речевой коммуникации. Формирование звукопро­изношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка;

— развитие мотивации, стремления к преодолению имеющих­ся нарушений;

— развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа;

— усиление восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артику­ляционных укладов; у ребенка раннего возраста — воспитание по­требности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии рече­вых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосо­вые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают ха­рактер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуникатив­ных произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по кор-


рекции артикуляционных нарушений: при спастичности — рас­слабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, разви­тие голоса; корреляция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата на­чинается с общего мышечного расслабления, расслабления шей­ной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслаб­ляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими погла­живающими равномерными движениями кончиков пальцев в мед­ленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распростра­няется только на те области лица, где имеется повышение мышеч­ного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения прово­дятся равномерно обеими руками с двух сторон.

Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед поме­щает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в верти­кальную складку. Такое же движение проделывается с нижней гу­бой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда по­мещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с об­разованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широкий рот.

После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляю­щего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ре­бенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их рас­слаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами


нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастиче­ски приподнятого языка проще всего достигается при одновре­менном движении вниз нижней челюсти (широкое открывание рта). В этом положении логопед шпателем или языковым депрес­сором производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также ар­тикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значе­ние имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие ста-тико-динамических ощущений и четких артикуляционных кине­стезии.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспита­ния активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляци­онной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого ды­хания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, ве­личина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравни­вать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар — шарик, куб — кубик, большой — маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности — мячом играют, лож­кой едят, из чашки пьют, на кровати спят и т.д. Обучают сли­чать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрос­лого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать на­званную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания кото­рых необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в об­щении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функ­ций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют трениров­ке функциональных возможностей кисти и пальцев рук. При раз­витии функции кисти особое внимание следует уделить трениров­ке захвата и отпускания предмета, движений пронации — супина­ции, отведения — приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, преду-


преждение невротических и неврозоподобных расстройств, осо­бенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуве­ренностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается свое­образное развитие по типу психического инфантилизма. Для пре­дупреждения психического инфантилизма важно развивать у ре­бенка волю и уверенность в своих силах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: