Задачи и содержание раздела обучения грамоте

Прежде чем приступать к обучению детей, имеющих ОНР необходимо уесть положения, выдвинутые методистами: Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Г.К. Колповской и др.:

1. изучение звуков близких по акустико-артикуляторным признакам должно быть раздвинуто во времени;

2. обучение грамоте должно проводиться только на материале правильно произносимых звуков;

3. весь лексический материал, выносимый на уроки грамоты должен быть знаком детям по слоговой структуре и семантике;

4. индивидуальные занятия, уроки произношения, уроки развития речи должны предшествовать урокам грамоты;

5. последовательность изучения звуков определяется онтогенетическим признаком (гласные м, н, п, б, т, к)

звук индивидуальные занятия

слоговая структура уроки произношения

 
 


слова развитие речи

       
   
 


уроки обучения грамоте

Обучение грамоте в речевой школе делится на два периода:

I. добукварный (от 1,5 до 3 месяцев, в зависимости от тяжести дефекта)

II. букварный (до конца первого года)

Задачи и содержание добукварного периода.

I. Коррекция дефектов произношения.

В речевой школе нет ставки освобожденного логопеда. Коррекцию речевых дефектов в начальных классах осуществляет учитель, который работает на классе, в старших классах – учитель русского языка и литературы, так как он должен иметь обязательную квалификацию «учитель логопед».

Коррекция дефектов произношения является необходимым условием в системе обучения русскому языку детей с речевой патологией, поскольку дефекты устной речи могут отражаться на письме.

Людмила Федоровна Спирова провела анализ состояния устной речи учащихся речевых школ и сопоставила полученные данные с имеющимися у этих детей нарушениями письма.

Автором были выделены четыре группы учащихся:

1) нарушение устной речи и письма полностью совпадают (наиболее частотный вариант);

2) нарушение устной речи и нарушение письма не тождественны;

3) нарушение устной речи, но нет нарушений письма;

4) нет нарушения устной речи, но имеются нарушения письма.

II. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

До 60-х гг. 20-го века в методике русского языка понятием «звуковой анализ» обозначали два положения:

1) под звуковым анализом понимали умение различать звуки родного языка;

2) под звуковым анализом понимали умение определять последовательность звуков.

Поскольку первое положение характеризует устную речь, а второе относится к письменной речи, в методике существовала путаница.

Д.Б. Эльконин развел эти два понятия. Первое положение определил как естественный звуковой анализ и назвал его фонематический слух.

Фонематический слух – способность различать звуки родного языка в потоке речи (в норме к 1,7 мес.) в различном линейном порядке (например сон –нос), в словах близких по звучанию, но разные по смыслу (паронимы).

Второе положение – искусственный звуковой анализ: фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения грамотой.

Д.Б. Эльконин выделил три интеллектуальных операции, характеризующие фонематическое восприятие:

1) умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

2) умение определять местоположение звука в слове;

3) умение определять последовательность звуков в слове и их количество.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ = ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ + ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

       
   


естественный искусственный

звуковой звуковой

анализ анализ

       
   


к 1,7 мес с 5 лет

На сегодняшний день в методике коррекционного обучения нет единой программы по формированию фонематического восприятия, поэтому часто используется адаптированная модель Д.Б. Эльконина.

Методика формирования фонематического восприятия по Д.Б. Эльконину

I. Знакомство с фонетической системой языка.

Материализованной опорой на этом этапе являются особые графические схемы, фишки черного цвета и особый прием проговаривания слов, который Д.Б. Эльконин назвал «интонированным проговариванием», а Б.М. Гриншпун – «акцентированным проговариванием».

с – с – с – ок

 
 


? с – о – о – о – к

? со – к

?

II. Знакомство с гласными фонемами.

Прежде чем вводить обозначение гласного звука, необходимо сформировать у детей ориентировку на гласные.

Гласные – это не те звуки, которые тянутся, а те, которые поются. (ритмика, муз. занятия).

Материализованной опорой будут являться те же схемы, тот же прием проговаривания и фишки красного цвета для обозначения гласных звуков.

Т.е., теперь для обозначения гласных звуков используется не черные, а красные фишки.

III. Знакомство с согласными фонемами.

На этом этапе дети знакомятся с двумя фонетическими противопоставлениями.

1) противопоставление по твердости – мягкости

ЛУК ЛЮК

       
   


??

Используя прием интонированного проговаривания дети определяют гласные в этих словах.

«Одинаково или по-разному звучат первые звуки?»:

Л - Л - Л - УК

Л’ - Л’ - Л’ - УК

Твердый звук обозначается желтым цветом, мягкий звук – зеленым.

2) противопоставление по звонкости – глухости.

Основным приемом является тактильно-вибрационный контроль. (Рука на горло: если ощущается дрожь, то звук звонкий, если нет – глухой).

 
 


Гласные - (красный круг)

Согласные

,

(желтый круг) (зеленый круг)

Белый треугольник обозначает звонкость согласного. Вместо него можно использовать значок колокольчика.

IV. Трансформация

Трансформация – изменение звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем (но не всех, а по одной):

ЛАК – МАК – РАК

ЛАК – ЛУК – ЛИК

Очень полезно детям предлагать тонкие случаи трансформации, в ходе которой образуются сочетания, не имеющие семантической вариативности в языке (реально не существующие).

Если ребенок овладел этапом трансформации, можно говорить о том, что у него сформировано фонематическое восприятие, а значит можно переходить

к букварному периоду.

 
 


III. Формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Лексико-синтаксический анализ предполагает формирование у детей таких операций:

- умение определять количество слов в предложении;

- умение определять место слова в предложении;

- умение определять первое слово в предложении, т.к. по правилам русского синтаксиса первым словом обычно задается тема речевого высказывания.

Овладение операциями лексико-синтаксического анализа в речевой школе осуществляется поэтапно, в соответствии с десятью моделями предложений, которыми должны овладеть дети:

1) S – предикат (П).

Какое действие?

Обрабатывая эту модель, расширяем глагольный словарь учащихся и работаем над развитием синонимии.

2) S – П – О действия

Вторая модель представляет собой проблему: каким словом-действием можно соединить эти картинки, чтобы получить предложение. При смене слова необходимо менять и стрелку (они должны быть черными).

Важно отработать данную модель, так как на ее основе будет происходить ознакомление с последующими моделями.

3) S – П – Од

Появляется новый значок: (желтый треугольник), который обозначает слова-признаки.

4) S – П – Од

При отработке 3, 4 модели проводится работа по расширению словаря признаков.

5) S – П – Од

Расширяется структура предложения.

6) S – П – Од

Появляется значок предлога: (красный круг)

       
   
 


7)

8) Одновременное сочетание различных маркеров у разных слов.

9)

10) Расширение структуры предложения при сочетании двух маркеров у одного слова:

       
   
 


Впервые такие модели были предложены Р.И. Лалаевой, затем использованы С.Б. Яковлевым в коррекции аграмматической дисграфии.

Предлоги по И.Н. Садовниковой:

 
 


«В»

 
 


«НА»

 
 

 
 


«НАД»

 
 


«ЧЕРЕЗ» «Нарушение письменной речи у младших школьников и их коррекция» (И.Н. Садовникова)

IV. Формирование оптико-пространственной ориентировки.

Последовательность работы (этапы):

I. Уточнение понятий о латерализации (ориентировка в схеме собственного тела).

(Уточняем где правые/левые рука, глаз, ухо и т.д)

II. Ориентировка в помещении (связываем со схемой тела.

III. Ориентировка с поворотом на 180 градусов. (нужно показать, что не пространство меняется вокруг ребенка, а он меняет свое положение в пространстве. То, что было слева, теперь справа. Полезно проводить такие упражнения: определение правой/левой варежки (перчатки, валенка, следа), находящейся напротив.

IV. Ориентировка на листе бумаги.

(Уточнить понятия «угол листа», ввести двойное обозначение – «правый верхний угол», «центр листа» (способ определения центра листа: соединить правый край с левым, и еще раз свернуть, соединив верхнюю и нижнюю стороны)

V. Ориентировка на клетке.

Клетка является маленькой копией листа. Сначала уточняем понятие «клетка» и учим обозначать центр клетки.

VI. Ориентировка на листе бумаги в линейку.

Последовательность рисования:

1 над строкой;

2 в строке;

3 под строкой.

VII. Уточнение значений предлогов.

Сначала уточняем значение простых предлогов: на, в, с, под, над.

Затем сложных: через, между, около.

Составных: из-за, из-под.

Для уточнения значения предлогов используются фишки – маркеры И.Н. Садовниковой.

 
 


V. Формирование графо-моторных навыков и подготовка руки к письму.

Последовательность работы:

1. Знакомство с направлениями штриховки.

а) д)

б)

е)

в)

ж)

г)

2. Знакомство с видами штриховки:

сплошная

параллельная

частая

параллельная

редкая

пунктирная

Полезно штриховать графические изображения с использованием разных видов и направлений штриховок:

 
 


3. Знакомство с трафаретом и шаблоном.

В работе с шаблоном сначала фиксируем границы. Необходимо объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

4. Рисование изогнутых и ломаных линий:

5. Подготовка руки к письму.

Упражнения:

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковый театр;

- кукольный театр;

- теневой театр;

- игры с пуговицами;

- шнуровки;

- «Золушка» (разбирать крупу двумя руками и одновременно двумя руками складывать разную крупу в разные баночки);

- работа на печатной машинке.

6. Развитие психических функций (являются базой речи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: