double arrow

Мышление. Необходимо формировать ряд интеллектуальных операций и форм мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение


Необходимо формировать ряд интеллектуальных операций и форм мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация (пирамида, матрешка), умозаключение.

Задания на выявление уровня аналитико-синтетической деятельности:

«Четвертый лишний» (радио, письмо, гитара, телефон)

Тесты на выявление уровня умения классифицировать:

1. предметы:

материалом к тесту являются 18 карт, на которых изображены предметы, относящиеся к двум лексическим темам, частотно смешиваемых детьми. Инструкция: «Разложи подходящее с подходящим».

В ходе обследования можно выявить детей с вялотекущей шизофренией, они детализируют свой ответ, неправильно выполняя задание при этом.

2. фигуры:

материалом к тесту является сводная таблица, разделенная на 24 части и 24 отдельные карты, на которых изображены (наклеены или нарисованы) геометрические фигуры, отличающиеся между собой по трем признакам (форма, цвет, величина)

форма величина цвет
    большой красный
    маленький синий
      зеленый
    желтый

Сводная таблица (24 квадрата)

               
Те же фигуры, но в хаотичном порядке

             
               

Ребенок должен на столе разложить так же, как в таблице.

Память

Формула нормы объема памяти:

зрительной:

V = возраст + 2

слуховой:

V = возраст – 2

Для развития зрительной памяти используют игры типа «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Для развития слуховой памяти используется адаптированный тест А.Р. Лурия «Методика десяти слов». Предлагаем 10 разных слов. В норме ребенок после трехкратного повтора может последовательно назвать все слова. Адаптированный вариант – ребенок может называть слова в любой последовательности.

Время воспроизведения игла костер идти   и т.д.          
сразу + - + -            
Через 0,5 ч. - + + -            
Через 1 ч. + + - +            

Анализ результатов позволил А.Р. Лурия выделить некоторые группы детей:

ригидные
норма
кол-во

слов

 
 


кол-во раз

Задачи и содержание работы в букварный период

Письмо является сложным психофизиологическим процессом. С т. зр. психологии письмо – средство кодировки информации, зашифрованной в знаковой системе того или иного языка. С т. зр. физиологии процесс письма осуществляется работой четырех анализаторных систем:

речеслуховой анализатор – фонема;

речедвигательный анализатор – артикулема;

зрительный анализатор – графема;

двигательный анализатор – кинема.

А.Р. Лурия: «Письмо – установление связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым».

Л.С. Выготский выделил дв уровня в формировании навыка письма:

1. Элементарное письмо (ребенок учится писать буквы, слоги, слова и предложения);

2. Интеллектуальное письмо (формирование самостоятельной письменной речи)

Для детей с нормальным и нарушенным речевым развитием самым сложным является уровень элементарного письма

Формирование графо-моторных навыков букварный период является основной задачей на этом этапе.

Этапы формирования навыков письма:

1. Подготовительный

Цель: развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия.

2. Аналитический

Цель: научить писать элементы буквы и буквы по этим элементам.

На первом уроке учитель предлагает детям рассмотреть таблицу с образцами печатного и рукописного текста.

Затем рассматриваем и сопоставляем. Буквы анализируем попарно. Выясняем количество элементов, последовательность элементов, обращаем внимание на расположение буквы и способ ее написания.

В современной методике существует несколько способов обучения написанию букв:

1) кинетический

Сначала изучается написание легких букв, которые состоят из одинаковых элементов (о, с, и, ш, л, м, п, т, г), затем другие.

Недостаток: последовательность изучения букв не соответствует последовательности в букваре.

2) ритмический

Под счет или заданный ритм. Ранее считалось, что счет нужно вести так: раз и, два и. Затем пересмотрели буквы, проанализировали элементы, входящие в их состав, счет стали вести так: и раз, и два.

3) копировальный

Копирование буквы с помощью кальки, по полиэтилену, по карандашной обводке.

Недостаток: ребенок не ориентируется в расположении буквы на листе; ребенок может обводить в любом направлении (калька, полиэтилен).

Лучше использовать копирование по букве, написанной учителем. Обязательно нужно прописывать несколько букв.

4) тактильный

Ведется с использованием трафаретов и шаблонов букв, вырезанных из наждачной бумаги.

Недостаток: занимает много времени.

Последовательность работы при написании буквы:

а) показ укрупненного образца написания буквы на доске;

б) прописание буквы в воздухе;

в) прописание буквы детьми в тетради пол контролем учителя;

г) самостоятельная работа в тетради.

3. Аналитико-синтетический

Цель: научить писать слоги и слова, состоящие из этих слогов.

Наибольшая трудность: соединения букв. В методике различают три вида соединений: верхнее (он, ос, ох), нижнее (ам), среднее (ра, но).

Перед написанием слогов учитель должен показать образец на доске, затем дети прописывают слог в воздухе, далее приступают к самостоятельной работе.

Нельзя предлагать детям записи слов без предварительного разбора соединений букв в нем.

4. Синтетический

Цель: научить формулировать свои мысли в устной речи и переводить их на письмо.

На этом этапе техника письма не вызывает у детей трудностей.

При обучении письму необходимо соблюдать ряд требований:

а) письмо под углом 65 градусов;

б) безнажимность;

в) безотрывность (является спорным)

г) высота заглавных букв должна равняться двойной ширине букв. Исключения: Т, Ж, Щ, Ш, Ф, Х, М.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ГРАМОТЫ В ДОБУКВАРНЫЙ И БУКВАРНЙ ПЕРИОД

В добукварный период уроки грамот по своей структуре схожи с уроком произношения, но отличаются поставленными задачами.

Основная цель уроков грамоты – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Основная цель уроков произношения – развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Примерная схема урока грамоты в добукарный период:

1) уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука.

На этом этапе дети должны уметь рассказать как работают органы артикуляции в момент произнесения звука и должны уметь дать характеристику изучаемого звука.

2) выполнение различного рода лексических упражнений с целью развития фонематического слуха:

повторение слоговых рядов на материале правильно произносимых звуков (ба – па – ба); работа со словами – паронимами; работа с предметными картинками (покажи, где удочка, а где уточка; подбери слово, которое звучит похоже).

3) Выполнение различного рода лексических упражнений с целью формирования фонематического восприятия: услышал звук – хлопни, определение местоположения звука в слове, определение последовательности, количества звуков.

К концу этого этапа дети составляю схему слова из цветных фишек с изучаемым звуком.

4) Формирование навыков языкового анализа и синтеза. Используются упражнения на формирование навыков слогового анализа. Далее переходим к лексико-синтетическому анализу.

5) подготовка руки к письму. Этот этап является обязательным в структуре урока грамоты (штриховка, обводка, написание элементов букв)

В букварный период выделяют несколько типов урока грамоты:


Сейчас читают про: