Необходимо формировать ряд интеллектуальных операций и форм мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация (пирамида, матрешка), умозаключение.
Задания на выявление уровня аналитико-синтетической деятельности:
«Четвертый лишний» (радио, письмо, гитара, телефон)
Тесты на выявление уровня умения классифицировать:
1. предметы:
материалом к тесту являются 18 карт, на которых изображены предметы, относящиеся к двум лексическим темам, частотно смешиваемых детьми. Инструкция: «Разложи подходящее с подходящим».
В ходе обследования можно выявить детей с вялотекущей шизофренией, они детализируют свой ответ, неправильно выполняя задание при этом.
2. фигуры:
материалом к тесту является сводная таблица, разделенная на 24 части и 24 отдельные карты, на которых изображены (наклеены или нарисованы) геометрические фигуры, отличающиеся между собой по трем признакам (форма, цвет, величина)
форма | величина | цвет |
большой | красный | |
маленький | синий | |
зеленый | ||
желтый |
Сводная таблица (24 квадрата)
| |||||||||
Ребенок должен на столе разложить так же, как в таблице.
Память
Формула нормы объема памяти:
зрительной:
V = возраст + 2
слуховой:
V = возраст – 2
Для развития зрительной памяти используют игры типа «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Для развития слуховой памяти используется адаптированный тест А.Р. Лурия «Методика десяти слов». Предлагаем 10 разных слов. В норме ребенок после трехкратного повтора может последовательно назвать все слова. Адаптированный вариант – ребенок может называть слова в любой последовательности.
Время воспроизведения | игла | костер | идти | и т.д. | ||||||
сразу | + | - | + | - | ||||||
Через 0,5 ч. | - | + | + | - | ||||||
Через 1 ч. | + | + | - | + |
Анализ результатов позволил А.Р. Лурия выделить некоторые группы детей:
|
|
слов
кол-во раз
Задачи и содержание работы в букварный период
Письмо является сложным психофизиологическим процессом. С т. зр. психологии письмо – средство кодировки информации, зашифрованной в знаковой системе того или иного языка. С т. зр. физиологии процесс письма осуществляется работой четырех анализаторных систем:
речеслуховой анализатор – фонема;
речедвигательный анализатор – артикулема;
зрительный анализатор – графема;
двигательный анализатор – кинема.
А.Р. Лурия: «Письмо – установление связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым».
Л.С. Выготский выделил дв уровня в формировании навыка письма:
1. Элементарное письмо (ребенок учится писать буквы, слоги, слова и предложения);
2. Интеллектуальное письмо (формирование самостоятельной письменной речи)
Для детей с нормальным и нарушенным речевым развитием самым сложным является уровень элементарного письма
Формирование графо-моторных навыков букварный период является основной задачей на этом этапе.
Этапы формирования навыков письма:
1. Подготовительный
Цель: развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия.
2. Аналитический
Цель: научить писать элементы буквы и буквы по этим элементам.
На первом уроке учитель предлагает детям рассмотреть таблицу с образцами печатного и рукописного текста.
Затем рассматриваем и сопоставляем. Буквы анализируем попарно. Выясняем количество элементов, последовательность элементов, обращаем внимание на расположение буквы и способ ее написания.
В современной методике существует несколько способов обучения написанию букв:
1) кинетический
Сначала изучается написание легких букв, которые состоят из одинаковых элементов (о, с, и, ш, л, м, п, т, г), затем другие.
Недостаток: последовательность изучения букв не соответствует последовательности в букваре.
2) ритмический
Под счет или заданный ритм. Ранее считалось, что счет нужно вести так: раз и, два и. Затем пересмотрели буквы, проанализировали элементы, входящие в их состав, счет стали вести так: и раз, и два.
3) копировальный
Копирование буквы с помощью кальки, по полиэтилену, по карандашной обводке.
Недостаток: ребенок не ориентируется в расположении буквы на листе; ребенок может обводить в любом направлении (калька, полиэтилен).
Лучше использовать копирование по букве, написанной учителем. Обязательно нужно прописывать несколько букв.
4) тактильный
Ведется с использованием трафаретов и шаблонов букв, вырезанных из наждачной бумаги.
Недостаток: занимает много времени.
Последовательность работы при написании буквы:
а) показ укрупненного образца написания буквы на доске;
б) прописание буквы в воздухе;
в) прописание буквы детьми в тетради пол контролем учителя;
г) самостоятельная работа в тетради.
3. Аналитико-синтетический
Цель: научить писать слоги и слова, состоящие из этих слогов.
Наибольшая трудность: соединения букв. В методике различают три вида соединений: верхнее (он, ос, ох), нижнее (ам), среднее (ра, но).
Перед написанием слогов учитель должен показать образец на доске, затем дети прописывают слог в воздухе, далее приступают к самостоятельной работе.
Нельзя предлагать детям записи слов без предварительного разбора соединений букв в нем.
4. Синтетический
Цель: научить формулировать свои мысли в устной речи и переводить их на письмо.
На этом этапе техника письма не вызывает у детей трудностей.
При обучении письму необходимо соблюдать ряд требований:
а) письмо под углом 65 градусов;
б) безнажимность;
в) безотрывность (является спорным)
г) высота заглавных букв должна равняться двойной ширине букв. Исключения: Т, Ж, Щ, Ш, Ф, Х, М.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ГРАМОТЫ В ДОБУКВАРНЫЙ И БУКВАРНЙ ПЕРИОД
В добукварный период уроки грамот по своей структуре схожи с уроком произношения, но отличаются поставленными задачами.
Основная цель уроков грамоты – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Основная цель уроков произношения – развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Примерная схема урока грамоты в добукарный период:
1) уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука.
На этом этапе дети должны уметь рассказать как работают органы артикуляции в момент произнесения звука и должны уметь дать характеристику изучаемого звука.
2) выполнение различного рода лексических упражнений с целью развития фонематического слуха:
повторение слоговых рядов на материале правильно произносимых звуков (ба – па – ба); работа со словами – паронимами; работа с предметными картинками (покажи, где удочка, а где уточка; подбери слово, которое звучит похоже).
3) Выполнение различного рода лексических упражнений с целью формирования фонематического восприятия: услышал звук – хлопни, определение местоположения звука в слове, определение последовательности, количества звуков.
К концу этого этапа дети составляю схему слова из цветных фишек с изучаемым звуком.
4) Формирование навыков языкового анализа и синтеза. Используются упражнения на формирование навыков слогового анализа. Далее переходим к лексико-синтетическому анализу.
5) подготовка руки к письму. Этот этап является обязательным в структуре урока грамоты (штриховка, обводка, написание элементов букв)
В букварный период выделяют несколько типов урока грамоты: